Filly / Статьи / ...

Али

Автор: Ellen Ofstad

Перевод: Анюта М

Али - десятилетний египетский жеребец, который использовался как производитель и участвовал в выставках. В 5 лет его на месяц отправляли к тренеру, после чего забрали обратно домой. У него начались проблемы, он не шел вперед и замыкался, так что через некоторое время на нем перестали ездить, и он вновь стал просто производителем. Недавно его хозяева снова решили попробовать заездить его под седло, поэтому и отправили его ко мне.
У Али был очень хороший характер, но он совершенно не был обучен хорошим манерам. Когда его выводили из бочки, он думал, что его ведут на случку, начинал орать и прыгать. Он не обращал никакого внимания на человека, или это только так казалось. Он прыгал, да, но никогда не тянул за чомбур и не наступал на ноги, так что нельзя было сказать, что он совершенно не уважает людей, просто от него никогда не требовали ходить рядом с человеком спокойно.

Нельзя ожидать, что лошадь будет следовать правилам, которых не знает, а его просто не научили хорошо ходить в поводу.
Так что начали мы с уроков хождения в поводу.
Я добивалась от него, чтобы он начинал движение, когда я его начинала, останавливался, когда останавливалась я, уступал давлению и ждал, пока я задам скорость движения. Поначалу мы занимались в поле, вдалеке от других лошадей, но по мере того, как он начал понимать, что я от него хочу, мы стали работать в более сложных условиях, например, рядом с другими лошадьми или на дорогах.
Он быстро все понял, но разумеется у него была глубоко укоренившаяся привычка не обращать внимания на человека, поэтому было крайне важно, чтобы я сама постоянно была внимательной к нему. Если я не могу быть последовательной, я не могу ожидать от лошади, что она такой будет. Каждый раз, как я вела его куда-то в поводу, у меня была отличная возможность с ним позаниматься.
Я также начала работать его в бочке. Очевидно, раньше его работали на корде, потому что он знал эти правила. Однако мои правила немного отличались от того, к чему привык он. Его всегда учили бежать рысью круг за кругом, но от него не требовали внимания. Он держал голову развернутой наружу, ища взглядом других лошадей. Было легко тренировать его тело, но было совсем нелегко заставить работать его мысли, а без внимания с его стороны я ничему не смогла бы его научить.
Поначалу я хвалила его просто за поворот уха в мою сторону, хвалила тем, что отступала от него и разрешала остановиться. Если он не поворачивал ко мне уха, я шла рядом с ним, не гонялась, а просто шла рядом круг за кругом. Не гоняла я его по той причине, что не хотела ЗАСТАВЛЯТЬ его уделять мне внимание. Я хотела, чтобы это было его идеей, а если бы я гонялась за ним, у него не было бы другого выхода. Вскоре он понял, что ему НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО наматывать круги, что это зависело от него, и он стал смотреть на меня как на что-то очень странное.

Жеребец - это всего лишь лошадь, нельзя говорить, что он ведет себя так потому что он жеребец или потому что араб, или светло-серый итд. О каждой лошади нужно судить по ее индивидуальному поведению, потому что если человек начинает обобщать, он просто пытается найти оправдание своей неспособности разрешить проблему.
Однако есть одна черта, общая для большинства жеребцов. Их обычно содержат отдельно от других лошадей, но природой в них заложена очень сильная необходимость в социальных контактах. Это делает многих из них социально неудовлетворенными, и они многое отдадут за внимание к ним.
Али был именно такой, ему так хотелось с кем-то пообщаться, и хоть я и понимала, что я стою у него на втором месте после других лошадей, он был рад и мне. Благодаря этой черте мне очень нравится обучать жеребцов, у них как правило есть большое желание общаться и учиться.
Когда Али начал понимать, что мне от него было нужно общение, а не просто беготня по кругу, мы подружились. Через несколько дней я смогла сесть на него верхом, хоть и пока без седла. Мы здорово помучались, прежде чем нашли подходящее ему седло, это заняло у нас 10 дней. Без седла и на недоуздке он чувствовал себя нормально, хотя было ясно, что он не понимал, что от него ожидается, когда кто-то сидит у него на спине.

Я обычно начинаю ездить на лошадях на недоуздке, потому что с таким снаряжением лошадь уже знакома, а я стараюсь не вводить много нового сразу. Позже я начинаю ездить на уздечке. Часто хозяева лошадей так и продолжают использовать бестрензельную уздечку или недоуздок, когда видят, что им не нужен трензель для того, чтобы управлять лошадью. В случае с Али, владелец хотел, чтобы я использовала трензель, поэтому чтобы подготовить его к этому я начала ездить на бестрензельной уздечке через несколько дней езды на недоуздке. В бестрензельной уздечке повод крепится туда же, что и в трензельной, поэтому переход на трензель обычно проходит очень легко.
В конце концов, мы нашли седло, которое ему подошло, и я начала ездить на трензеле. Через несколько минут Али начал подавать признаки беспокойства. В первый день у него была небольшая проблема с поворотами направо, на второй день это стало хуже, а на третий он вообще перестал поворачивать направо, как только я трогала правый повод, он весь напрягался.

Он снова начал замыкаться, т.е. он не замыкался, но был готов к тому. Я решила снова снять трензель, и через какое-то время на бестрензельной уздечке все снова стало нормально. У меня не было 100-процентной уверенности, но я подозревала, что у него были проблемы с зубами. Его хозяин подтвердил, что их какое-то время не проверяли. Я решила, что пока этот вопрос не будет решен, я буду работать его на бестрензельной уздечке, в которой он чувствовал себя комфортно.

Зубы - это распространенный источник проблем, и если лошадь начинает "выделываться без причины", на самом деле, причина есть ВСЕГДА, и как правило это проблема с зубами. К сожалению, у нас не было ветеринара по лошадиным зубам, который бы мог устранить проблему, но это должно было быть сделано сразу же по возвращении Али домой. Тем временем, он отлично управлялся на бестрензельной уздечке, причем настолько хорошо, что его хозяин решил и дальше продолжать так ездить, даже когда его зубы проверили. Трензель хорошая штука для более продвинутой езды, и на некоторых выставках требуется, чтобы во рту у лошади был трензель, но так как этого жеребца готовили только к поездкам на природе, не было никакого смысла использовать то, чему лошадь не была рада.

Седловка не вызвала затруднений, но помогла мне понять кое-что об Али. В начале, когда он только к нам приехал, он постоянно зевал. Что бы я ни делала. Постепенно этого становилось меньше, и только начав использовать седло, я поняла связь между состоянием Али и зеванием. Он зевал каждый раз, как я предлагала ему что-то новое. Даже всего лишь новый вальтрап. У него были отличные успехи во всем, кроме этого зевания, но после нескольких занятий с новой вещью он переставал делать и это. Я поняла, что зевание было признаком нервозности, того, что он чувствовал себя неуверенно. По его поведению в целом было трудно определить, но это был единственный вывод, к которому я пришла.
Мне это стало очевидно во время седловки, ему никогда не нравилось, когда затягивают подпругу, и он тут же начинал зевать. Однако если я затягивала ее медленно и аккуратно, ему не было неприятно, и он не зевал. Я очень обрадовалась этому факту! Это значило, что у меня есть очень хороший ориентир, не иду ли я вперед слишком быстро для него, потому что он начинал зевать сразу же, почувствовав себя некомфортно. Когда я это осознала, дальше мы пошли очень легко.

Моей целью было работать с ним без единого его зевка, а если он все-таки зевал, я старалась понять, с чем он мог справиться, а с чем нет. Настолько четкий сигнал от лошади может стать просто отличным подспорьем в работе. Если бы я не обращала внимания на зевки, он мог бы начать подавать мне более ощутимые знаки недовольства, как, например, при попытке ездить на трензеле. Он много зевал, когда я использовала трензель, но я тогда не понимала, что это значило, так что ему пришлось начать замыкаться, прежде чем я поняла, что он имел в виду. Теперь у меня был способ избежать ситуаций, с которыми он не мог справиться, просто не настаивая, когда он начинал зевать, потому что это означало, что он достиг своего предела.

Это было настоящим прорывом в наших отношениях, я начала лучше его понимать, а он стал доверять мне, так как я показывала, что прислушиваюсь к нему. Сразу я не разобралась в этом, потому что никаких других признаков недовольства он не выказывал, а так как обучался он очень легко, был слишком велик соблазн идти слишком быстро. Но Али был действительно неуверен в себе, что требовало времени и терпения. Он относился к тому типу лошадей, который отдаст тебе все, если он почувствует, что может это сделать, но если начать требовать этого от него, он начинал раздражаться и злиться. Именно такая лошадь идеальна для того, чтобы учить людей верховой езде!

Чтобы удостовериться, что он чувствовал себя нормально при седловке, я не привязывала его и он мог идти куда захочет. Это я делаю со всеми лошадьми, если есть бочка, и все они стараются стоять спокойно. Если они не стоят, они тем самым просто сообщают мне, что они не готовы. Предоставляя лошади шанс дать мне знать как она относится к происходящему, я могу лучше подстраивать под нее обучение, и в конечном итоге это и является более быстрым способом обучения.
Али сначала зевал, а потом уже уходил, но если я продвигалась вперед достаточно медленно для него, он стоял спокойно и позволял себя поседлать, даже когда я затягивала подпругу. Так много проблем с седловкой можно решить, или хотя бы уменьшить, если всего лишь уделять лошади больше внимания во время этого процесса.
Позже, конечно, нет ничего такого в том, чтобы привязывать лошадь во время седловки, я так делаю только в самом начале, чтобы понять, что лошадь обо всем этом думает.
После того, как седло положено на лошадь и подпруги затянуты настолько, чтобы удержать седло на месте, я предпочитаю немного подвигать лошадь. Так я могу увидеть, нормально ли лошадь относится к тому, чтобы нести седло на своей спине, и чтобы проверить, на месте ли оно лежит. И для самой лошади лучше, если подпруга затягивается в несколько приемов, а не сразу.
Иногда я позволяю лошади побегать в бочке с седлом на спине, если лошадь с ним совсем не знакома, мне нравится двигать ее разными аллюрами с седлом, прежде чем садиться верхом, причем не только в первый день, а во всю первую неделю или около того.
Когда вы начинаете работать с лошадью, не привыкшей возить всадника, у нее могут немного болеть мышцы после нескольких первых поездок, так что даже если лошадь не пиналась в первые несколько дней, у нее может появиться причина сделать это на третий или четвертый день. Если лошадь подает признаки дискомфорта, лучше не ездить на ней верхом или ограничиться в этот день легкой работой. Не нужно спешить.
Я считаю, что если у лошади болит спина, я в этот день не смогу научить ее ничему положительному о верховой езде. Лучше потратить это время на что-то другое, например, на работу на земле.
Не обязательно иметь бочку, и без нее можно отлично поработать над хождением в поводу на разной скорости. Проводить время с лошадью, работая на земле, никогда не бывает пустой тратой времени, и только сделает работу под седлом более безопасной и приятной для обоих - лошади и всадника.
Я по возможности использую лестницу или забор для того, чтобы забраться на лошадь, особенно если она недавно заезжена. Так лошади проще сохранить равновесие, и мне безопаснее. Если вы садитесь в седло с земли, вы невольно перетягиваете его на сторону, что неприятно лошади. Есть люди, которые могут забираться в седло, не перетягивая его на сторону. Я видела и таких, которые могут садиться в седло, даже если его не держит подпруга, но так как я не принадлежу ни к одним, ни к другим, я не хочу, чтобы лошадь страдала от нехватки у меня ловкости.

Я приучаю лошадь к тому, чтобы залезать на нее с обеих сторон и с земли, но обычно я все же использую специальную лесенку. У этого, мне кажется, есть и другое преимущество. Лошадь уже знает, что сейчас будет, когда я подвожу ее к лесенке. Она знает, что я оттуда буду садиться на нее верхом, но если она против того, чтобы я садилась, она мне это сообщит тем, что не будет подходить к лесенке. Если же лошадь спокойно подходит к лесенке, стоит там и ждет, пока всадник залезет, значит она не против занятия.

Али был очень любопытной лошадью, с готовностью воспринимал новые вещи, но в то же время я не могла идти быстро в работе под седлом, потому что он чувствовал себя неуверенно. Чтобы внести небольшое разнообразие, а также потому что мне кажется, что это весело, я начала учить его поклону методом кликера. Он действительно втянулся в игру, что дало серию положительных эффектов.

Одна из причин, по которой я начала заниматься с ним методом кликера, состояла в том, что единственная ситуация, когда он вел себя грубовато, была связана с едой. Он прижимал уши и выказывал нетерпение в отношении еды, так что я хотела использовать метод кликера с поощрением едой, чтобы посмотреть, изменит ли это его способ выпрашивания лакомства.
Али требовал еды грубо только лишь потому, что он не знал другого способа ее выпросить, его раньше кормили невзирая на выражения морды. Али, конечно, был уверен, что это вызвано выражением его морды, поэтому я хотела дать ему понять, что пищу можно просить и другим, более приятным путем. Он быстро просек эту игру, и вскоре он начал поднимать переднюю ногу, когда я появлялась с кормом, вместо того, чтобы зажимать уши.

Поднимать переднюю ногу - первый шаг на пути к поклону. Как легко называть подходом то, что лошадь зажимает уши, и как часто это всего лишь результат того, что лошадь не знает, как еще поступить.
У обучению поклонам было и несколько других преимуществ. Прежде всего, я обнаружила, что это хорошее упражнение на растяжку, это очень эффективно разминает область плеча. Именно поэтому очень важно проделывать это упражнение с обеих сторон, как, кстати, важно и вообще все делать с обеих сторон лошади.
Другое преимущество могло бы выглядеть недостатком. Когда я впервые села на Али верхом и попросила сделать шаг вперед, он сделал две вещи. Сначала начал осаживать, а потом высоко поднял переднюю ногу.

Над этими действиями мы много работали на земле, осаживание было частью уроков хождения в поводу, а поднятие ноги было началом поклонов, и он это очень любил. Тем не менее, мне было от него нужно движение вперед - в чем же состояло преимущество?

Такое поведение с его стороны сказало мне о том, что он очень хочет делать то, чего по его мнению я от него добиваюсь, но так как он не знает чего именно, он предлагает то, за что его недавно хвалили. Это только доказало мне, что он не был сложным или упрямым, ведь осаживание и поднимание ноги высоко в воздух было куда большим усилием, чем простой шаг вперед.

Я снова вернулась к работе на земле, введя голосовую команду для движения вперед. Когда я позже снова села в седло и дала ту же команду, он понял ее и с радостью выполнил.
Это происходило и в других случаях; когда он не понимал, чего я от него хочу, он пытался высоко поднять ногу, так что это стало хорошим способом общения между нами, чтобы я могла узнать, когда он перестает меня понимать. Когда он реагировал таким образом, становилось ясно, что "усиливая громкость" я не проясню для него ситуацию, и что мне нужно найти какой-то другой способ, как объяснить ему, чего я от него хочу.
Обучение хождению под седлом продвигалось с каждым днем и он охотно обучался, пока я подстраивала занятия под его "скорость". В чем состоит большой плюс обучения лошади в зрелом возрасте - они не так реагируют на окружающую обстановку. Он уже был знаком со многими вещами, которые могли бы напугать молодую лошадь, поэтому мы быстро смогли выбраться за пределы бочки.
Ему действительно нравилось, когда мы ездили по полю, на самом деле, ему нравилось, когда ему уделяют внимание. Проведя со мной 30 дней, он должен был уехать обратно домой, но я уговорила его владельца оставить мне его еще на недельку. Не для обучения, а просто для меня, и он с радостью согласился. За эту неделю мы отлично провели время в поездках на природе, и я надеюсь, что Али сейчас вполне счастлив со своим хозяином.

Я знаю, что мне будет не хватать его.

в начало

Фотографии взяты с сайта www.ellenofstad.com

Оригинальный текст на сайте www.ellenofstad.com