Filly / Статьи / Научитесь сами / ...

Почему лошади взрываются

Автор: Willis Lamm, Sharon Lamm

Перевод: Анюта М

Мы часто слышим от владельцев диких или побывавших в плохих руках лошадей, что до какого-то момента обучение шло легко, и вдруг лошадь словно сбесилась. Обычно первое, что приходит на ум - это что они где-то допустили грубую ошибку, что у лошади психоз или какая-то другая серьезная поведенческая проблема.
В большинстве случаев, лошади просто ищут выход стрессу. Это время от времени должно происходить. Если вы поймете, как лошадь ведет себя в состоянии стресса, и какое ее поведение говорит о том, что она сейчас "взорвется", вы сможете помочь ей справиться со стрессом так, чтобы ее выходка не разрушила весь процесс обучения или приручения.

Левое/правое полушарие мозга.
У большинства млекопитающих правое и левое полушарие мозга имеют разные функции. Левое полушарие выполняет функцию логически мыслящего, познавательного, интерактивного центра общения. Правое полушарие в свою очередь отвечает за эмоции и спонтанные реакции (чувства и быстроту реакции).
Мы, люди, постоянно упражняем оба мозговых полушария, однако в процессе эволюции наше левое полушарие стало преобладать над правым, мы стали действовать, основываясь на логике, хитрости и уме. Нам требуется основательная тренировка, чтобы в достаточной мере развить правое полушарие и научиться по-кошачьи быстро реагировать.
Будучи травоядными животными, лошади действуют, полагаясь, в основном, на правое полушарие своего мозга. Они должны уметь в случае опасности реагировать автоматически, без раздумья, потому что медленная реакция - верный способ достаться хищнику на обед. У лошадей не очень хорошо налажена связь между половинками мозга; в то время как левое полушарие задействовано в общении с другими членами табуна, в поиске лучшего кусочка еды итд, правое полушарие остается всегда на чеку, являясь "спусковым крючком" для моментального старта, если появится повод.
В табуне лошади находятся начеку не 100% времени. Они делают это по очереди, отдыхая, и полагаясь на других, "уполномоченных" следить за безопасностью, которые становятся для них тем самым "спусковым крючком".
Тренер должен понимать эту лошадиную черту. Если он завоюет доверие лошади, та сможет избавиться от некоторых из своих эмоциональных "спусковых крючков". Мы должны понять, в каких случаях лошадь начинает нервничать, или даже паниковать, какими способами мы можем завоевать ее доверие и снизить чувствительность ее "центра тревоги", пока мы находимся рядом.
Дальше мы обсудим некоторые теории о лошадиных эмоциях, и как поступать в разных ситуациях.

Кобыла-вожак следит за безопасностью табуна

Старшая лошадь проводит младшей экскурсию

"Контейнер для стресса"
Животное-добыча должно убегать от опасности. Поэтому когда оно видит, слышит или чувствует запах чего-то "сомнительного", это вызывает стресс. Если стимул продолжается или усиливается, стресс также растет, и в конечном итоге достигает величины, при которой лошадь либо убегает, либо остается, чтобы драться. Реакция "дерись или убегай" сохраняется до тех пор, пока не произойдет освобождение от стресса, и лошадь не успокоится. Такое поведение позволяет выжить среди хищников.
Можно предположить, что у лошади имеется своеобразный "контейнер для стресса" внутри правого полушария мозга, причем у всех он "наполняется" с разной скоростью. Также у каждой лошади есть свой способ "осушить контейнер". Лошадь, у которой он наполняется быстро, а осушается долго, можно назвать горячей и вспыльчивой, а если ситуация обратная, лошадь считается холодной или "толстокожей". Какой у лошади "контейнер для стресса" зависит от ее наследственности и жизненного опыта.
Мы не можем изменить наследственную предрасположенность, но мы можем повлиять на жизненный опыт так, чтобы "контейнер для стресса" наполнялся как можно медленнее, и подольше оставался пустым. Если управление стрессовыми ситуациями включить в процесс обучения лошади (ее учат справляться со стрессом), с лошадью будет намного проще работать.

"Информация к размышлению" - первая попытка


Несколько основных принципов управления стрессовыми ситуациями.

  • Тренер должен стать для лошади лидером, завоевать ее доверие:
  • Помните, что высокий уровень стресса снижает эффективность обучения.
  • Лошадь можно научить обдумывать ситуации или же доверчиво следовать указаниям тренера, когда ситуация незнакома ей.
  • По мере увеличения деятельности левого полушария мозга, лошадь начинает больше верить и меньше зависеть от своих "спусковых крючков".
  • По мере обучения (за которое отвечает левое полушарие), "контейнер для стресса", находящийся в правом полушарии, может начать наполняться, и лошадь достигнет точки, при которой его содержимое понадобится выплеснуть.

Обучаем лошадь фокусировать внимание на незнакомых предметах.

Дикая лошадь могла бы убежать, но терпит стресс прикосновения к себе.


Получить психологическое преимущество.
У всех тренеров "сложных" лошадей, которые достигают с ними успеха, есть несколько общих приемов: они закрепляют за собой позицию лидера, завоевывают доверие лошади и в процессе тренировок часто ставят лошадь перед необходимостью обдумывать ситуацию и находить из нее какой-то выход кроме бегства.
Некоторые лошади сами по себе не считают бегство лучшим решением проблемы, поэтому когда они осознают, что в сложной ситуации послушаться тренера потребует меньше затрат сил, чем убежать, они быстро научаются работать мозгами, а не только ногами. В глазах других тренер выглядит Эйнштейном, но на самом деле, его заслуга лишь в том, что он подсказывает лошади подходящий для нее выход, а в остальном полагается на ее природные способности.
Некоторые молодые лошади, от природы склонные убегать, а также лошади из плохих рук совсем не настроены думать и сотрудничать. Для них это так же неудобно, как было бы для правши писать длинное сочинение левой рукой. Пока лошадь не будет к этому готова, мыслительный процесс может вызывать у нее стресс, который будет накапливаться, а когда "контейнер" переполнится, лошадь "взорвется" и убежит.
Как же мы преодолеваем эти препятствия? Вот несколько пунктов, которые могут оказаться полезными.

- Принимайте как данность реакцию, вызванную стрессом.
Мы вынуждены принять, что обучение будет вызывать стресс, и на каком-то моменте лошадь достигнет точки, при которой решит освободиться от него. Это не означает, что мы соглашаемся с тем, что лошадь будет постоянно реагировать негативно, но мы не должны расстраиваться по этому поводу, мы должны методично работать, чтобы взять это поведение под контроль.
- Направляйте негативный ответ.
Нам необходимо добиться, чтобы лошадь была сконцентрирована на процессе обучения. Поэтому, когда она достигнет "стрессового порога", пускай она физически или морально отгородится от какого-то конкретного стимула, но только не от самого тренера. Существует много способов, как этого достичь, в частности, приучить лошадь всегда подходить к тренеру, когда ее что-то беспокоит.
- Сократите негативные ответы
Естественная лошадиная реакция на что-то страшное - это отбежать, развернуться и изучить предмет с почтительного расстояния. Задача тренера - каждый раз понемногу сокращать это "почтительное" расстояние, чтобы в конечном итоге лошадь научилась оставаться на месте, когда ее что-то напугает. Этого можно добиться, например, если держать лошадь на корде во время работы в бочке. Когда лошадь решит сбежать, тренер разворачивает ее в "безопасное место", каждый раз немного укорачивая корду, пока в один прекрасный день лошадь не будет спокойно оставаться рядом с тренером, больше обращая внимания на него, чем на крики Матери Природы "Беги, если хочешь жить!", поступающие в ее правое полушарие мозга.
- Создавайте ситуации "учись-учись"
Для особенно трудных лошадей мы создаем ситуации, когда бегство тоже обучает их. Другими словами, мы не даем им просто носиться, а направляем их так, чтобы они сделали что-то полезное. Тем самым, левое полушарие продолжает работать, и со временем лошадь свяжет бегство с работой.
- Заменители стресса
Лошади нервничают меньше, когда их внимание занято чем-то другим, или они выполняют какую-то команду. Даже очень пугливая лошадь может оставаться спокойной, пока ее гладят по морде или чешут ей холку. Метод "кликера" очень полезен для выработки простых поведенческих реакций, которые могут быть использованы для того, чтобы привлечь внимание лошади и занять ее мысли во время стрессовых ситуаций. Также очень важно, чтобы тренер сумел определить, когда у лошади начинает накапливаться стресс, чтобы прежде, чем она взорвется, занять ее каким-то простым упражнением, например направить ее бегать вокруг себя, пока она не возьмет себя "в копыта".
- Согласитесь с тем, что "взрывы" все равно возможны.
Наша цель - исключить возможность появления бездумных "взрывов" в ответ на стрессовые ситуации, но мы должны понимать, что время от времени такие взрывы все же будут случаться. Лошадь может научиться очень хорошо обдумывать проблемы, но даже сам мыслительный процесс в течение долгого времени будет для нее стрессом и вызовет соответствующую реакцию без видимых причин. Но как только лошадь разгрузит "контейнер для стресса", она должна быть готова продолжить обучение с ясной головой.
Принимая во внимание механизмы выработки стресса у лошадей, наблюдательный тренер сможет работать так, чтобы замедлить его накопление, сделать "всплески" более легкими и правильно реагировать, когда лошадь достигнет критического порога.

У этой кобылы были приступы "слепой" паники, когда к ней приближались с уздечкой. Она побывала в плохих руках, и ей время от времени необходимы "тайм-ауты". Шэрон дает ей собраться с мыслями, а потом подытоживает "пройденное"


Справившись со стрессом, кобыла возвращается, чтобы изучить "проблему"


Не давая лошади полностью избежать "проблемы", но позволяя ей "выплеснуть" свой стресс, мы даем ей возможность обдумывать произошедшее и учиться.


"Мыслительный аппарат" работает, и уздечка перестает казаться такой уж страшной.

"Обновленная" лошадь.

Прим. Перев. Помимо управления стрессовыми ситуациями эта статья очень хорошо дает понять пользу развивающих игр. Зачем учить лошадь давать лапу? Зачем учить ее улыбаться и кивать? Во-первых, это весело, это помогает подружиться с лошадью. Во-вторых, это учит лошадь внимательно следить за вами и выполнять ваши команды, пусть и такие простые. А в-третьих, как мы можем узнать, прочитав эту статью, игры стимулируют работу левого полушария мозга, которое становится более подготовленным для восприятия обучения более сложным вещам.

в начало

Фотографии взяты с сайта www.kbrhorse.net

Оригинальный текст на сайте www.kbrhorse.net