Filly / Статьи / Научитесь сами / ...

Как лошади учатся

Автор: Willis Lamm

Перевод: Анюта М.

Лошади – высокоразвитые табунные животные. Их способность выживать и «процветать» в самых разных условиях дикой природы, несмотря на хищников и прочие трудности, основана по большей части на их умении обучаться. Тренеру, понимающему как происходит обучение среди лошадей, будет куда легче научить лошадь вести себя в человеческой среде. Более того, когда тренер знает о способностях данной конкретной лошади, учебный процесс будет протекать намного быстрее, потому что это не будет являться таким стрессом для животного.
Так как же лошади учатся? В этой статье мы проанализируем 4 основных момента: «момент освобождения», визуальное обучение, выработка привычки и табунное иерархическое давление.

«Момент освобождения»

Лошади очень любопытны и им нравится изучать то, что их окружает, однако они не обладают острым зрением и не могут оценить глубину пространства. Поэтому, сталкиваясь с незнакомыми предметами, они начинают изучать их, несколько раз подходя и отходя, в результате чего либо предмет перестает их интересовать, либо начинает казаться заслуживающим доверия настолько, что можно подойти понюхать его. Если предмет не шевелится и не пугает, любопытная лошадь на каком-то моменте почувствует освобождение от напряжения и решит, что «все хорошо». Лошадь могла и убежать от предмета, тогда «момент освобождения» от напряжения наступил бы позже, на таком расстоянии от предмета, на котором лошадь бы поняла, что «все хорошо».

Если молодая лошадь ведет себя вызывающе, кто-то из старших в табуне призывает ее к порядку, прогоняя ее. В тот момент, когда молодая начнет вести себя как подобает, старшая лошадь прекращает погоню, «освобождая» ее и, тем самым, обучая ее вести себя нормально.
«Момент освобождения» - очень эффективный обучающий прием. Вы можете использовать стимул, ставя лошадь перед чем-то новым, может быть даже пугающим, и не «отпускать» ее до тех пор, пока она не достигнет «момента освобождения» самостоятельно. Другая ситуация. Вы можете оказывать давление на лошадь (например, гоняя на корде) до тех пор, пока лошадь не улучшит свое поведение, а тогда вы освободите ее, чтобы подкрепить хорошее поведение. Допустим, молодая лошадь не переносит коваля. Если она будет выражать протест, ее можно прогнать несколько кругов на корде, потом «освободить» - и так повторять до тех пор, пока лошадь не будет спокойно стоять рядом с ковалем.

Не давление и не любопытство являются основой учебного процесса, а правильный выбор «момента освобождения», когда или лошадь сама по себе (как в случае с пугающим предметом), или человек сформирует у нее в мозгу мысль «вот оно!».

Визуальное обучение.

Лошади учатся друг у друга. Они видят, что другая лошадь что-то делает, и подражают ей. Так, например, молодые лошади учатся пить из автопоилок на пастбище: наблюдают, как это делают более опытные. Был случай, когда на пастбище поставили бочку с водой, но лошади боялись к ней подойти. Тогда в воду кинули пару яблок. Наконец, одна из самых смелых лошадей прокралась к бочке и начала пытаться выудить яблоки из воды. Не прошло и минуты, как другие лошади уже стояли у бочки, отталкивая оттуда друг друга.

Марси убегала от коваля, пока не увидела, насколько спокойно стоит ее мать.

Лошади могут учиться и у людей. Например, Мики, живущий в соседней конюшне с нашей, видел, как когда выпускают гулять лошадей, закрывают на задвижку ворота. Однажды, когда он гулял, он подошел к воротам, носом открыл засов и пошел знакомиться с нашими лошадьми!

Бывает и такое, что молодая лошадь просто впадает в панику при виде какого-то незнакомого предмета. Но если хозяин наклонится к этому предмету, будто бы пытаясь его понюхать, следом тут же потянется и большой лошадиный нос. Так же лошадь поступила бы по примеру более старшей лошади.

CJ проводит Скутеру экскурсию по двору.

Выработка привычки.

Повторение – мать учения. Когда лошади снова и снова совершают какие-то действия, это скоро становится привычкой. Если вы позволите лошади двигаться, пока вы на нее залезаете, причем несколько раз подряд, это скорее всего станет образцом поведения для нее. Если каждый раз после работы на корде лошадь будет получать зерно, то она придет в ярость, если вы однажды измените этой традиции и после корды поседлаете ее. Когда Шэрон ездит на Мики на плацу, она не может два раза подряд в одном и том же месте просить от него выполнение какой-то команды, иначе оказавшись снова в этом месте, он выполнит эту команду уже по собственной инициативе.

Дина обучает Кори

Пример негативной выработки привычки – постоянное награждение лошади лакомством. Лошадь становится цирковым животным, ожидающим лакомство за каждое хорошее поведение.
Пример положительной выработки привычки – мы выезжаем с плаца и открываем и закрываем ворота, не слезая с лошади, после чего совершаем «поощрительную поездку» на природу или отводим лошадь на пастбище. Мы поступаем так с первого дня, как выезжаем на молодой лошади на плац.
Работающий с лошадью человек должен знать о таком механизме и предотвращать выработку дурных привычек, в то же время поощряя «хорошие манеры».

Это Макс, шестилетний жеребец, в прошлом дикий, на второй неделе обучения. Работают с ним методом «кликера». Ему расчищают переднее копыто, его нога стоит на подставке. НИКАКОЙ привязи!

Другой метод выработки привычки – это условное подкрепление, которое часто называют методом «кликера». Этот метод основан на поощрении лакомством, но это не означает, что оно дается по любому поводу просто так. С помощью лакомства лошадь втягивается в игру выработки у нее различных привычек, и лакомство дается только после "кликера" - звука, означающего, что лошадь повела себя правильно. Это может показаться слишком сложным, но на практике оказывается, что с помощью методу "кликера" у лошадей можно выработать какие угодно сложные модели поведения.
Почему при методе "кликера" лошадь не начинает постоянно теребить человека, выпрашивая лакомство? Потому что у лошади в голове устанавливается четкая взаимосвязь: правильное поведение (или хотя бы честная попытка его совершить) - "кликер" - вкуснятина. Доходит до того, что человек, находясь в поле зрения лошади, может держать мешок зерна или целое ведро моркови, а лошадь, не обращая на это внимания, будет стараться найти правильное поведение. Даже лошади-попрошайки не канючат во время работы по методу "кликера", хотя после окончания занятия они конечно же снова примутся за старое, особенно если хозяева или кто-то еще будет в них это поддерживать.

Табуное иерархическое давление.

Мы оставили эту составляющую напоследок, так как ей чаще всего злоупотребляют.
Так часто мы слышим от тренеров: "Вы должны заставить ее делать так-то и так-то" или "Нужно быть с ними построже!". Нет, заставить, конечно, тоже можно, но это только доин инструмент в вашем арсенале. Вы же не станете строить сарай, используя один лишь молоток? Вам понадобится как минимум пила, измерительная лента и еще много чего, иначе вы не сможете выполнить работу эффективно. Нет, может быть вы сможете обойтись и одним молотком, но какого качества получится ваш сарай?
Некоторых устраивает использование только этого способа, они отлично ездят верхом и у них прекрасная реакция. Некоторым просто нравится чувствовать себя главными. Что касается меня, то я предпочитаю использовать свое доминирующее положение ровно настолько, насколько это необходимо, пользуясь другими инструментами формирования поведения лошади.

Во всех сообществах лошадей существует определенная форма социального порядка. У каждой лошади есть какое-то место в общей иерархии. Эта иерархия не статична, она смыкается, если лошадь покидает табун, и раздвигается, если приходят новички. Вернувшаяся лошадь может занять свое прежнее положение.
Когда в условия задачки вводится новенький (лошадь или человек), он должен занять свое место в иерархии. Это редко достигается силой, хотя сила может тоже пригодиться, особенно в отношении тех, кто борется за место, на которое претендует новичок.
Как правило, главной и наиболее уважаемой становится лошадь, обладающая самыми большими способностями к лидерству, а это может быть и самая маленькая лоашдь в табуне. У меня не возникает ни малейшего желания меряться силой ни с одной лошадью. Многие весят раз в 7 больше меня, выше ростом и бегают намного быстрее. Куда целесообразнее мне будет показать умение общаться на языке табуна и четко установить себя лидером. Легче всего добиться этого в круглой леваде ("бочке"), о чем будет рассказано в других статьях.

Если я заручусь позицией лидера, лошади будут уважать мое "личное пространство", будут легко уступать моему давлению, будут по собственной воле следить за моими командами и выполнять их, взамен стараясь завоевать мое расположение. Если я попрошу следовать лошадь за мной, он сделает это как на чомбуре, так и без. Если я дам лошади понять, что что-то, пугающее ее, не представляет собой опасности, она мне поверит. Если я движением руки дам ей знак уйти, она тут же это сделает. Со своей стороны я должен стараться НИКОГДА не предавать оказываемого мне доверия.

Итого:

В двух словах - вот как оно работает. Вы "представляетесь" лошади. Она испытывает к вам любопытство. С помощью определенных методов вы устанавливаете свое лидерство. Вы начинаете ставить лошади задачи, которые она должна решить (обучаете ее). Как только она поступит правильно - вы сразу же "освобождаете" ее, чтобы установить взаимосвязь. По мере того, как задачи становятся сложнее, вы делаете так, чтобы ваша лошадь могла видеть, как другие лошади находят правильное решение, в некоторых случаях вы сами показываете лошади, как надо поступить или приучаете ее не бояться чего-то. Вы подкрепляете хорошие манеры, предлагая лошади серию повторяющихся упражнений (только не злоупотребляйте этим, чтобы лошади не стало скучно), и избегаете повтора ситуаций, которые закрепили бы нежелательное поведение.
Идея действительно очень проста. Зато применение теории на практике может вызвать сложности, так как требует размышления и наличия опыта, но если вы понимаете, почему работают определенные методы, вы сможете сообразить, как добиться с их помощью желаемых результатов.

в начало

Оригинальный текст на сайте www.kbrhorse.net

Фотографии взяты с сайта www.kbrhorse.net + Александр Мандрыкин.