Filly / Статьи / Научитесь сами / ...

Правильный урок, неправильное время

Автор: John Lyons

Перевод: Анюта М.

Одной из самых распространенных ошибок, которую мы, всадники и хозяева лошадей, допускаем – это выбирать неподходящее время, чтобы обучать правильным вещам. Наши намерения хороши, но у нас неправильное «расписание» в смысле восприимчивости лошади к обучению. Это делает предполагаемый урок неэффективным в лучшем случае, и приводит к сражению в худшем. Я приведу примеры того, что имею в виду, потом помогу вам понять, как в таком случае лучше поступить – возможно вы узнаете в них свои ошибки в составлении расписания и обучении.
Допустим, ваша лошадь плохо дает ноги ковалю, который приехал расчистить ей копыта в субботу вечером. Все утро субботы вы хотите посвятить тому, чтобы обучить ее давать ноги, высвобождая время в своем графике под этот важный урок. Чтобы освободить утро субботы, вам приходится уплотнять свой график в будни, вам не удается поработать с лошадью или даже просто вывести ее из денника. Когда вы, наконец, выводите ее, чтобы научить стоять спокойно, пока берут ее ногу, лошадь готова делать что угодно, только не стоять спокойно. Она переполнена избыточной энергией. Правильный урок, неправильное время.
Или, допустим, вы только что потратили час на манежные упражнения, которые хорошо «уработали» лошадь физически. Прежде, чем закончить занятие, вы решаете сделать долгий реприз рыси. Но т.к. ваша лошадь уже устала, вам приходится толкать ее шенкелем и шпорами, чтобы она двигалась, в итоге вы оба злитесь и обижаетесь друг на друга. Правильный урок, неправильное время.
Вы сможете научиться лучше подбирать правильное время для правильных уроков, если будете постоянно держать в голове две вещи. Во-первых, лошади всегда хотят делать что-то одно – или двигаться, или стоять. Во-вторых, вам, как тренеру своей лошади, нужно использовать либо ее способность стоять, либо способность двигаться, чтобы научить ее любой из тех вещей, которым вы хотите ее научить. Приятно знать, что то, чего хотят лошади, нужно и нам. Учась извлекать выгоду из того, что ваша лошадь готова предложить, вы можете совместить свое «нужно» с ее «хочу».
Теперь о способах, как применить это на практике. Если вы обучаете молодую лошадь (помните, каждый раз, общаясь с лошадью, вы обучаете ее) и она хочет двигаться, не работайте над упражнениями, где она будет должна стоять смирно. Вместо этого, работайте над чем-то, где требуется движение, но где есть какая-то еще цель, кроме как вымотать лошадь.
Например, если вы работаете ее на корде или в бочке, вы можете совершенствовать общение и контроль, просто прося сменить направление и скорость движения. Если вы едете верхом, делайте что-то похожее. Покрутите лошадь вокруг стоек от препятствий, работайте над переходами и прибавками, ездите по холмам итд.
Когда ваша лошадь начинает подавать знаки желания замедлить ход или меньше двигаться, поработайте над более мелкими движениями, коотрые не требуют таких усилий. Это могут быть принимание или уступка шенкелю, повороты на заду и переду, осаживание итд. Будьте добрыми, упорными и давайте лошади команды четко, будто вы выступаете на соревновании, и за вами пристально следят глаза судьи. По мере продолжения работы, ваша лошадь будет лучше делать то, на чем вы сконцентрируетесь.
Через какое-то время, потребуется ли полчаса или 3 часа, ваша лошадь начнет искать возможность просто спокойно постоять. Именно тогда вам и надо начать работать над тем, что требует остановки и стояния смирно. Тут можно работать над подниманием ног, правильной расстановкой ног при остановке, экстерьерной позой итд.
Если планировать занятия с учетом вышесказанного, вы будете поражены успехами, которых вы сможете добиться. Не только ваша лошадь будет обучаться быстрее, но вы также поверите в свои тренерские способности, видя, насколько успешно проходят занятия. Ваша лошадь будет оказывать куда меньше сопротивления и, соответственно, не будет вести себя нежелательным образом, как в примерах о правильных уроках и неправильном времени.

В начало

Фотография Тацу