Filly / Статьи / Научитесь сами / ...

Упущенные элементы при обучении верховой езде.

Автор: Cheryl McNamee-Sutor

Перевод: Катя К, ред. Анюта М.

Когда я после беременности и перерыва в полтора года искала место где можно было бы начать обучение лошадей и давать уроки верховой езды я посетила много местных ферм и конюшен в поисках подходящей обстановки для обучения и уроков. Я видела много уроков преподаваемых многими инструкторами чтобы получить хорошее представление как работает каждая из этих конюшен, цели которые инструктора ставят перед учениками и что, прежде всего, они должны знать.

У меня гораздо больше опыта в тренировке лошадей один на один, чем в обучении людей верховой езде, и я не заявляю что я самый лучший инструктор. Однако, я знаю что есть несколько очень важных вещей на которых на сегодняшний день нужно акцентировать внимание при обучении. Поэтому я решила написать статью о «упущенных» элементах, которые я замечала почти на всех уроках.

В самом худшем случае, на одной из конюшен, которые я посетила, обучали группу «посредственных» всадников, которые ездили на «полевой» посадке и готовились к прыжкам, разминаясь на кавалетти. Всадники стояли в линию вдоль длинной стороны манежа и ждали своей очереди. Когда инструктор вызывал очередного всадника, всадник вздергивал голову лошади вверх поводьями, потом, не отпуская их, несколько раз сильно пинал лошадь, чтобы она с места побежала рысью. Далее всадник проезжал рысью пол манежа, дергая поводом и плюхаясь в седло на каждом шагу. Когда всадник был готов сделать остановку он с силой натягивал повод. Голова лошади задиралась от сопротивления и в результате остановка получалась ужасной и не скоординированной. Шесть из семи всадников повторили то же, что и первый.

Когда я невинно спросила одну из всадниц, зачем она так сильно пинала лошадь, она ответила: «Это медленная лошадь. Ее нужно сильно пинать, чтобы она двигалась». Хмм. Можно ли ожидать от лошади ответа на более легкое требование, если ей даже не дали шанса научиться этому?

Одно из самых жалких, на мой взгляд, зрелищ - это группа прокатных лошадей, бредущих по манежу с понурым, подавленным видом, занятие за занятием. Самое грустное в этом то, что инструктор не предпринимает никаких попыток научить всадников обращению с лошадьми, общению и «чувству лошади». Лошади туго отвечают на средства управления, потому что тренер не учит всадников, как правильно ими пользоваться. Я не считаю, что справедливо делать из нормальной лошади такое понурое и подавленное животное. Мы должны делать все возможное для того, чтобы научить всадников понимать поведение лошадей, общаться с ними и тому, как их правильно обучать. Мы должны объяснить нашим ученикам, что они являются не просто пассажирами в седле, а каждую секунду общения с лошадью учат ее отвечать или игнорировать их команды.

С тех пор как я начала ездить верхом (с 1990года), я училась у более чем 20 инструкторов разных дисциплин с разными методами обучения. Я могу назвать всего троих, кто действительно учил меня прислушиваться к лошади, чувствовать, как лошадь со мной общается, и использовать для общения с ней язык, которым пользуются сами лошади. Благодарю бога, что встретила этих троих человек! Я даже не могу представить, где бы я была сейчас, если бы не они.

Ниже я приведу несколько упускаемых из вида элементов - серию полезных навыков и приемов, которые помогут другим инструкторам сделать обучение всадников более эффективным, повысить их уровень езды и научить их общению с лошадьми.

1. Мягкие руки.

Ни одна лошадь не заслуживает того, чтобы ее даже слегка поддергивали за рот на каждом темпе рыси или галопа. Если всадник не может держать руки спокойно, следуя за ритмом покачиваний лошади на шагу или рыси, ездить галопом ему еще рано. На мой взгляд, для обучения всадника «согнуть и расслабить локти» хорошо помогает путлище, застегнутое вокруг основания шеи лошади. Возьмите лошадь на корду, а всадник пусть удерживает путлище с такой силой, чтобы оно просто не свисало лошади на грудь. Учите его сохранять одинаковое натяжение путлища на шагу и рыси. Строевая рысь особенно сложна для новичков. Они по большей части напрягают руки в локтях, в результате чего их руки поднимаются и опускаются вместе с поводом на каждом темпе рыси. Не используйте ремешок слишком долго в течение одного занятия, иначе он может стать «опорой» от которой всадник будет зависеть. Используйте его как веселое дополнение, помогающее ученику понять полезность этого элемента верховой езды.

2. Отзывчивые руки.

Лошади быстро становятся отзывчивыми, если всадник обучает свои руки медленно натягивать и быстро отпускать повод. Потратьте много уроков для того, чтобы научить новичков этому приему и напоминайте им о нем на последующих уроках. Сначала пусть они остановят лошадь. Потом попросите их полностью отдать повод. Покажите им, как медленно подобрать повод, мягко сомкнуть пальцы правой руки вокруг правого повода и аккуратно создать давление на правой части трензеля. Как только лошадь пошевелит головой вправо хотя бы на сантиметр, сразу бросьте повод. Так в преувеличенном виде выглядит работа мягких, отзывчивых рук всадника. Чтобы сохранить лошадь отзывчивой, нужно каждый раз, когда она делает правильное движение (даже самое маленькое) награждать ее мгновенным снятием команды. Нужна долгая практика, чтобы научить руки быть отзывчивыми и уступчивыми, но освоив этот навык, ученики могут общаться с лошадьми намного эффективнее.

3. Мягкий сигнал сначала, сильный потом.

Особенно в случае "упертых" лошадей, очень важно всегда давать лошади мягкий намек, прежде чем усиливать "громкость" команды. Это дает лошади шанс когда-нибудь ответить на более легкую команду - шанс, который украли у многих учебных лошадей. Научите ваших учеников сначала просить «мягкой» командой (легким нажатием шенкеля или каблука), ждать ответа 3 секунды, и если его не последовало, усиливать команду - сжать шенкелем сильнее или слегка ударить пяткой /или коснуться бока лошади хлыстиком вместе с шенкелем. Прим. ред./, пока лошадь не двинется вперед. Сначала она может ответить недостаточно быстро на первые несколько команд, но скоро она поймет, что гораздо приятнее избегать сильных толчков и хлыста, если двинуться вперед в ответ на легкое нажатие.

4. Баланс и расслабленность.

Исходя из увиденного на многочисленных занятиях за последнюю неделю, я бы сказала, что равновесие 90% всадников зависит от какой-то конкретной части их тела. Если они используют для удержания равновесия стремена, то что случится, если они вдруг потеряют одно стремя? Если же для сохранения равновесия всадник использует руки, то он полностью потеряет его, если лошадь дернет головой вниз, взбрыкнет, подорвет вперед или прыгнет в сторону. Вместо этого для удержания равновесия все части тела всадника должны работать в унисон. Работайте с вашими учениками на корде с поводьями и без, со стременами и без, и даже без седла. Учите их расслабляться и балансировать с помощью естественного веса тела. Предложите ученикам закрыть глаза на несколько секунд или даже несколько темпов, чтобы почувствовать движение лошади и перемещение веса при каждом шаге. Пусть они учатся расслаблять свои зажатые мышцы. Всадникам куда проще освоить "правильную" посадку, если они научатся расслабляться и следовать за движениями лошади. К тому же, если всадник хорошо сбалансирован и едет легко и мягко, он может уделять больше внимания общению с лошадью и управлению, вместо того, чтобы всеми силами удерживать равновесие, вцепляясь в седло или подпрыгивая на нем.

5. Вставать быстро, садиться медленно.

Я вижу слишком много всадников, которые при езде строевой рысью встают медленно, а садятся быстро, что некомфортно для лошади. Движение «вверх» на рыси должно делаться быстрее чем движение «вниз». Садясь медленно, вы меньше травмируете спину лошади. Учите ваших учеников на каждом темпе садиться в седло мягко, чтобы лошадь не страдала от неприятных ударов по спине.

Используя 5 элементов правильной верховой езды и обучения, которые я привела выше, вы настроите ваших учеников быть более мягкими и отзывчивыми с лошадьми, а ваши учебные лошади будут сотрудничать и легко отвечать на команды. От этого все только выиграют.

в начало

Фотография Екатерина Ломейко (Sara)

Текст взят с сайта www.equusite.com