Filly / Статьи / Научитесь сами / ...

Думай как лошадь

Автор: by Lindsay Grice

Перевод: Olmek.

Вы когда-нибудь говорили о вашей лошади словами, подобными этим: “Она меня просто не любит!”, или “Она упрямая, может она просто не в настроении?”, или “Какой же он тупой – ничего не понимает!”. Как всадники мы найдем множество объяснений “странностям” в поведении лошадей, но большинство из них безосновательны и могут помешать нашим лучшим тренерским усилиям. Зачастую мы слишком очеловечиваем лошадей. Как тренер, со временем я пересмотрела основы тренировок с лошадьми и предложила им систему, которая выглядит более логичной для лошадей, потому что построена по тому же принципу, что думают лошади, а это сильно отличается от того, как думает человек. Здесь очень большая разница!

Все дело в голове
Долгие годы тренируя разных лошадей приходишь к выводу, что лошади учатся совсем не так, как люди. Я использую эти свою наблюдения, чтобы построить программу тренировок. Исследователи лошадей отмечают, что мозг лошади отличается от мозга человека как минимум по трем параметрам.

1. Лошади имеют более развитый, чем у людей мозжечок. Эта часть мозга отвечает за координацию больших мускулов, и вероятно за выучивание «алгоритма» движения. У людей же более развиты части мозга, отвечающие за ассоциации, интерпретацию и память. Это объясняет, почему лошади хорошо учатся через повторение, и их мастерство достигается с помощью точных команд, подаваемых в точном порядке снова и снова, пока навык не закрепится. К примеру, лошадь учат делать поворот на переду. Нога всадника сдвигается назад точно в одно и то же место каждый раз, когда от лошади требуется этот элемент. Успешное исполнение должно быть повторено, я думаю, пять или десять раз, прежде чем лошадь сопоставит это воздействие ноги всадника с тем, что она должна двигать заднюю часть. Теперь лошади необходимо усвоить, что и в новом окружении, к примеру, на другом конце арены, эта команда также призывает к этому движению. Поэтому, прежде чем закончить урок, я удостоверюсь, что лошадь поняла его, когда она правильно выполнит его несколько раз в разных местах манежа.

2. У лошади немного нервных волокон, соединяющих полушария мозга. Это значит, что доносить до лошади знания нужно как справа, так и слева. Это объясняет многие затруднения в тренинге, к примеру то, почему лошадь остается равнодушна к некоему объекту, проходя мимо него в одну сторону, а затем будто видит его впервые и пугается, стоит ей пройти мимо него обратно.

3. Мозг лошади обрабатывает звуки совсем не так, как мозг человека. Лошади слышат гораздо лучше тональность звука, к примеру, высоту и громкость, чем составляющие языка, на котором способны говорить люди. Хотя лошади и не понимают слов, они легко обучаются голосовым командам благодаря тому, как именно мы произносим слова. Слово “Whoa” звучит также как и “slow” или “Joe”, но лошадь может отличить эту команду по тому, как мы ее произносим – медленно и более низко. Именно поэтому я предупреждаю своих учеников быть особенно внимательными при выборе слов, которые они выбирают для своих лошадей. Скажем так, если я не знаю японского языка, то несколько английских слов, затесавшихся в речь японца, не скажут мне ничего. Точно также и мы можем «нейтрализовать» наши голосовые команды, если будем говорить с лошадью слишком много.

Нечего бояться?
Другая вещь, которую мы должны понять о лошадях, это их инстинктивное свойство пугаться и убегать. Проще говоря, лошадь предпочитает сначала убежать, а уже потом подумать и разобраться.

1. Испуг. Вы когда-нибудь пытались убедить свою глупышку-лошадь в том, что вокруг нет ничего страшного? Подумайте снова! Лошади могут ощущать и реагировать на вещи, о которых они даже не знают. В отличие от человека лошадь двигает ушами как радаром, постоянно отслеживая угрожающие сигналы вокруг себя. Звуки, которые человек может и не услышать, лошадь посчитает признаком опасности, ведь она слышит гораздо больше, чем мы.
Кроме этого, из-за того, что глаза лошади находятся по бокам головы, а наши спереди, она может отпрыгнуть от чего-либо появившегося сзади прежде, чем это мы увидим.

2. Бегство. Реакцией лошади на испуг является бегство, она не остановится, чтобы проанализировать проблему и принять верное решение. Поэтому мы должны заботиться о том, чтобы не вызвать у лошади страх во время тренировки, особенно в обстоятельствах, о которых я расскажу далее. Каждый раз давая команду, нужно идти по нарастающей, я буду постепенно увеличивать интенсивность воздействия, но так чтобы не вызвать страха – резкая сильная команда лишь спровоцирует побег. Как только лошадь среагирует на мое воздействие, я тут же убираю его. Скажем, если я прошу о принимании, я начну с легкого воздействия ногой, которое будет все сильнее до тех пор, пока лошадь не уйдет от него. В этот же момент я сразу прекращаю действие, обучая тем самым лошадь уходить от моей ноги. Это называется “управляющее состояние” или положительное подкрепление. К сожалению, я часто вижу, как по незнанию это используется владельцами лошадей для закрепления нежелательного поведения. К примеру, лошадь задирает голову. Всадник же в это время пытается перехватить повод покрепче, но лошадь в решающий момент чувствует свободу вместо сопротивления, и она повторит такое поведение снова.
С другой стороны, если лошадь задирает голову и встречает сильное сопротивление со стороны всадника, которое не пропадает, даже если лошадь исправилась, ее может охватить паника, которая вызовет защитную реакцию – в данном случае свечку.
В тренинге лошади время это все – необходимо вовремя дать команду и тут же убрать ее при нужном ответе.

Выживает сильнейший
Возможно наиболее важная вещь, которую я хочу, чтобы мои ученики постоянно помнили при работе, это то, какой сильный эффект оказывает лошадиная социальная система на их поведение. Я отсылаю учеников на пастбище понаблюдать за тем, как лошади общаются между собой. Особенное внимание я обращаю на то, как они выстраивают иерархию в табуне, что там есть вожак и на его личное пространство не посягает никто. Если же это случится, доминантная лошадь ответит молниеносным ударом и прогонит нарушителя прочь. Когда же тот ретируется, вожак оставляет его в покое и возвращается к прежнему занятию, вместо того, чтобы проявлять дальнейшее недовольство или угрозы. Лошади равные по статусу пасутся рядом, почесывают друг друга. Вожак также принимает все решения в табуне, где пастись, где искать воду или тень.

Я думаю, что мы должны работать, придерживаясь социальной системы и относиться к лошади так же, как они относятся друг к другу. Как всадники мы должны занять позицию вожака. Позволяя лошади игнорировать команды, толкать себя, когда вы ведете ее, вы сообщаете ей, что вы равны и этим лишаетесь права принимать решения и требовать послушания. Так же мы должны вызвать у лошади страх достаточный для того, чтобы получить уважение, а затем немедленно отступить.

При тренировке лошади нет места эгоизму и нервам, как видно из описанного выше, страх только мешает обучению. Строгость “выговора” должна соответствовать проступку – агрессивное поведение, например, укус, свечка или пинок, заслуживает агрессивного ответа. Ну и конечно, в каждом конкретном случае проявления агрессии лошадью требуется определить, какого рода “выговор” тут необходим.

Успешная программа тренировки строится на том, что лошади учатся по-другому, чем люди. И если мы попытаемся взглянуть на это с точки зрения лошади, мы сможем избежать обычных ошибок, которые ведут к непониманию и нежелательному поведению. Хорошему тренеру просто необходимо научиться думать как лошадь.

в начало

Оригинальный текст на сайте www.westernhorseman.com