Filly / Статьи / Научитесь сами / ...

Хлыст = жестокость?

Автор:Jessica Jahiel

Перевод: Анюта М.

Использование хлыста само по себе не означает жестокости, если только хлыст используется правильно, в качестве инструмента обучения, а не для того, чтобы наказывать или надоедать лошади.
Если вы хотите быть абсолютно уверены в том, что используете хлыст правильно, задайте себе следующие вопросы:
1. (и самый главный) – ХОТЬ КОГДА-НИБУДЬ использую ли я хлыст для того, чтобы в гневе ударить лошадь? (Подсказка: ответ на этот вопрос должен быть «нет»)
2. Когда я хочу, чтобы лошадь ускорила ход, прошу ли я ее об этом шенкелями?
3. Если она отвечает правильно и охотно, благодарю ли я ее?
4. Если она не отвечает правильно и охотно, повторяю ли я ТУ ЖЕ легкую «просьбу» шенкелями, подкрепляя ее ОДНИМ резким ударом хлыстом сзади моей ноги? Если лошадь ответит на ЭТО, хвалю ли я ее?

Если на все эти вопросы (кроме первого) вы ответили «да», хорошо. Вот последний вопрос:
5. В следующий раз, когда я даю легкую команду шенкелями, отвечает ли моя лошадь быстро и энергично?

Если и на этот вопрос вы ответили «да», тогда расслабьтесь. Вы правильно пользуетесь шенкелями, правильно пользуетесь хлыстом, ваша лошадь понимает, что вы хотите, и ваш метод обучения эффективен.
Тем не менее, вы должны быть честны перед собой... если вы используете хлыст каждый раз, когда даете команду шенкелем, не давая лошади шанса ответить на команду просто шенкеля, вы используете хлыст неправильно. Если вы срабатываете хлыстом не на участке тела лошади, который соответствует движению вперед (например, бьете ее по плечу), вы также используете хлыст неправильно. Если вы срабатываете хлыстом несколько раз подряд, вы используете хлыст неправильно, даже если вы «только дотрагиваетесь» настолько легко, что он просто щекочет и раздражает лошадь, или же ведете себя так, будто лошадь – это пыльный ковер, который нужно как следует выбить. И наконец, если вы чувствуете, что вам приходится использовать хлыст с каждым занятием все больше, что-то идет не так. Должно быть ровно наоборот – с каждым разом все меньше.
Смысл хлыста состоит не в том, чтобы научить лошадь реагировать на хлыст, а в том, чтобы научить ее реагировать на ШЕНКЕЛЬ. Правильное использование хлыста нельзя назвать жестоким. Вы срабатываете им один раз, за ногой, вместе со ВТОРОЙ командой двигаться от вашей ноги. В этом случае диалог (а это именно диалог) выглядит так:

Всадник: «Энергичнее, пожалуйста!» (сигнал: легкое, короткое нажатие шенкелями)
Лошадь: «Да, вот!» (двигается вперед с бОльшим импульсом)
Всадник: «Спасибо»

Хлыст здесь не используется – и в этом нет необходимости. Но если лошадь не отвечает на ногу, тогда:

Всадник: «Энергичнее, пожалуйста!» (сигнал: легкое, короткое нажатие шенкелями)
Лошадь: «А? Ты что-то сказал? Я думала о своем» (ответ: никакого изменения скорости или импульса)
Всадник: «Энергичнее, пожалуйста!» (сигнал: еще одно мягкое, короткое нажатие шенкелями – НЕ более сильное или более длинное – вместе с резким ударом хлыста за ногой всадника – или по сапогу всадника)
Лошадь: «Да, вот!» (двигается вперед с бОльшим импульсом)
Всадник: «Спасибо»

Во втором примере хлыст понадобился, и он используется правильно. Было бы неправильным использовать более сильное воздействие ногами или держать давление дольше. Когда мы учим лошадь отвечать на ногу, мы должны стремиться к тому, чтобы давать очень спокойные, мягкие сигналы практически «шепотом», на которые лошадь будет отвечать моментально и энергично, практически «кричать»!
Всадники, которые правильно используют хлыст, обычно добрее к своим лошадям, чем те, кто настаивают на том, что они «никогда не станут использовать жестоких инструментов вроде хлыста», и при этом постоянно сильно сжимают лошадь ногами, или пинают ее пятками, чтобы она пошла вперед. Такой ход мысли означает полнейшее непонимание лошадей, обучения и верховой езды.
Лошадь должна научиться – т.е. ее нужно НАУЧИТЬ – двигаться вперед с большей энергией в ответ на короткий, легкий посыл ноги всадника. На ранних стадиях, когда лошадь только учится понимать, что именно хочет всадник, хлыст может понадобиться чаще. Когда лошадь научится отвечать на легкий посыл большей энергией, энтузиазмом и бОльшим выносом вперед этой задней ноги, хлыст станет необходим только время от времени, в качестве напоминания о том, что нужно слушать НОГУ.
Если хлыст используется вместо ноги, то это неправильно в большинстве случаев, однако если всадник не может использовать шенкель, зато умеет пользоваться хлыстом (или хлыстами) последовательно, легко и ясно, даже это не обязательно плохо. Я знаю одного всадника, у которого искусственные ноги, поэтому он не может давать сигналов нижней частью ног, поэтому он пользуется двумя хлыстами, на которые лошадь обучена отвечать. Не стоит забывать и Лиз Хартел, датскую чемпионку по выездке, которая передвигалась на костылях после полиомиелита. Она использовала два хлыста, чтобы подавать команды лошади, так как ее ноги, хоть физически и присутствовали, были малофункциональны... и она выиграла серебро на Олимпиаде 1952 года.
Само собой разумеется, неправильное использование может превратить инструмент в оружее. Хлыст – это самый обычный инструмент для верховой езды, он представляет собой ни что иное, как продолжение руки всадника. Именно так хороший всадник использует хлыст, а хорошо обученная лошадь его воспринимает. В хлысте нет ничего зловещего, это просто инструмент подачи сигнала. Трензель – это инструмент общения, а повод обеспечивает связь между руками всадника и ртом лошади, но даже мягкий трензель может превратиться в орудие пытки, если всадник будет дергать за повод, или оказывать на трензель непрерывное сильное давление. И даже повод некоторые используют для того, чтобы бить лошадь...
Хлыст, в качестве усилителя шенкеля, хорошо понятен лошади. Один ощутимый удар хлыстом, поданный в нужном месте в нужное время не причинит лошади вред и не напугает ее. От него даже не станет больно – многие лошади реагируют на ЗВУК удара хлыстом, поэтому если лошадь уже знакома с хлыстом, вы можете ударить по краю своего ботинка. Если вы используете выездковый хлыст (который лучше подходит для обучения, т.к. он длинный достаточно для того, чтобы использовать его правильно, не меняя положения руки или корпуса), хлопок по ботинку будет сопровождаться легким касанием кончика хлыста по крупу или бедру лошади, которое само по себе бесполезное, но становится эффективным, если вместе с ним следует звук удара по ботинку.
Важно помнить, что даже если вы ударите лошадь хлыстом, это не причинит огромной боли или непоправимого вреда... в отличие от постоянного сжимания и пинания, что, во-первых, снижает чувствительность лошади к ноге, и во-вторых, причиняет физический вред лошадиному телу. «Снижение чувствительности» (или «приучение») не означает, что лошадь больше не ЧУВСТВУЕТ ударов ногами. Это означает, что она больше не реагирует на них, т.к. она получила столько бессмысленных пинков, что несмотря на то, что она их, конечно же, чувствует, она терпит их, никак не реагируя. Такие лошади, если только им не повезет, и они не будут проданы более умелому всаднику, обречены на пожизненные мучения – не зрелищные, не достойные вечерних новостей, но все равно мучения.
К сожалению, существует много всадников, которые поступают именно так, потому что им не хватает опыта и знаний о работе с лошадьми, и они думают, что хлыст предназначен для того, чтобы причинять лошади боль или травмы. Они действительно считают, что постоянно пинать лошадь ногами предпочтительнее, чем научить ее отвечать на легкую команду шенкеля.

в начало

Фотографии WhiteBear

Оригинальный текст на сайте www.horse-sense.org