Filly / Статьи / Метод "кликера" / ...

Метод «кликера» - прорыв в обучении без сопротивления.

Автор: Willis Lamm

Перевод: Анюта М

Пэйшенс, «дикий мустанг», не подпускала никого к себе в течение 5 месяцев перед тем, как с ней начали работать по методу «кликера». (Фотография сделана менее чем через 3 недели после начала обучения с «кликером»).

Мы обычно настороженно относимся ко всяким штукам, переполняющим мир конного спорта. Большая часть из них, похоже, разработана для того, чтобы позволить всаднику заставить лошадь что-то делать, вместо того, чтобы самому освоить правильные приемы обращения с лошадьми.
Тем не менее, время от времени кто-то разрабатывает действительно потрясающие приемы, не заменяющие навыки правильной работы с лошадьми, а убирающие те или иные барьеры в обучении лошади, в результате чего применение этих самых правильных навыков заметно упрощается.

Мы обнаружили, что система поощрения с помощью «кликера», т.е., как мы говорим, «формирование поведения», это действительно невероятно эффективная добавка к нашему арсеналу методов обучения лошадей, особенно когда речь идет о нервных и сложных в работе лошадях. Наши первые эксперименты проводились с парой невероятно неконтактных кобыл-мустангов, к которым их хозяева не могли даже близко подойти. У обеих кобыл были сильно отросшие копыта, поэтому мы пока не хотели работать с ними в бочке. Метод же «кликера» свел до нескольких минут то, на что мы планировали потратить несколько дней, включая то, что лошади по голосовой команде поднимали ноги и клали их на мое колено, позволяя расчистить копыта. Помимо того, что лошади сосредотачиваются на необходимом занятии или поведении, похоже, что всем им нравится эта игра, даже если их обучают чему-то сложному.
Мы не считаем себя большими экспертами в обучении методом «кликера», однако мы открыли несколько любопытных вещей, которыми хотим поделиться.

История метода «кликера».

Метод «кликера» - это результат исследований в области оперативного обуславливания (теории подкрепления, прим. перев.), впервые описанного Б.Ф. Скиннером. Первыми стали претворять его теорию в жизнь дрессировщики дельфинов. Сложнее всего обучать животное, которое в случае чего может просто уплыть от вас. Долгое время дельфины демонстрировали сложные поведенческие цепочки по команде, что привлекло внимание зоопарковых и цирковых тренеров, а также наиболее прогрессивных кинологов. Карен Прайор вместе с бихейвиористом кинологом Гэри Уилкисом провели серию семинаров, Карен также написала знаменитую книгу «Не рычите на собаку», которая очень многими признается основополагающей при дрессировке собак.

Применение философии «кликера» при обучении лошадей некоторым показалось вполне закономерным, но многие из «традиционных» натуралов сочли поведение, мотивированное лакомством, независимым поведением (приемом пищи), в то время как НХ в чистом виде – это социальное поведение (взаимодействие). Так как мы всегда добиваемся взаимодействия всадника и лошади, многие из нас сомневались, не будет ли сосредоточенность на лакомстве делать лошадь более независимой, что не позволит нам достичь поставленных социальных целей. Мы бы научили лошадей выполнять сложные команды, но не развили бы у них умение общаться, которое так необходимо.
Возможно, теоретически мы были правы. Большие порции метода «кликера» без соответствующего применения их в рамках тонкой программы обучения лошади по методам НХ, могли вылиться в то, что лошади бы не понимали пространства человека, его воздействия и намерений. Метод «кликера» не заменяет общей схемы обучения без сопротивления или обучения почти без сопротивления (НХ).
Однако мы совершенно не ожидали потрясающего влияния метода «кликера» на огромный спектр поведенческих и познавательных вопросов. Любой конник может воспользоваться безопасным, быстрым и гуманным способом исправления нежелательного поведения и включения у лошади «соображалки». В наших экспериментах со сложными дикими лошадьми, не дающими к себе подойти или дотронуться до себя, у нас получилось разорвать «замкнутый круг стресса» и переключить их внимание на предметы или действия, благодаря которым всего через несколько дней мы смогли совершенно безопасно общаться с ними, надевать недоуздок, чистить и даже расчищать копыта у лошадей, которые прежде не подпускали к себе людей.

Ага, т.е. я получаю лакомство после этого звука

Думает, а не реагирует (возвращаясь к вопросу «страшных мест»)

Неплохо для одного дня работы. Лошадь намного более счастливая, чем день назад.

Ну прямо профи! (первый день знакомства с шинами, 4-й день с начала обучения)

Главное здесь чтобы лошадь оставалась расслабленной во время обучения.

Расчищаемся на провисающем чомбуре (8 день).

Контактная лошадь живет лучше (пасется с Нелл)

Одна из этих кобыл принадлежит человеку, имеющему большой опыт в общении с дикими лошадьми. Эта кобыла у нее год, за этот год максимум, чего она добилась – это, закрывая ее в небольшом специальном загоне, стараться осуществить какой-то минимальный уход за ней, пока она не разломает загон ударами задних ног. Но через относительно короткое время занятий с «кликером» кобыла уже по команде поднимала ноги и клала их мне на колено, чтобы я смог провести достаточно серьезную ковальскую работу.
Другая кобыла вскорости после обретения хозяина сумела снять с себя недоуздок и никому не давала к себе приблизиться, кроме своей хозяйки (и то только дотронуться до плеча) и была совершенно неуловимой в бочке. Она могла до бесконечности носиться по кругу, нам нужен был какой-то безопасный, спокойный способ приучить ее к рукам. Через несколько дней после начала обучения методом «кликера» ее владелица смогла переносить вес на седло, в то время как кобыла спокойно стояла, будто вросшая в землю.
Сказать, что мы были под впечатлением – это не сказать ничего! Нас поразил потенциал метода «кликера» и мы стали использовать его и в других ситуациях, каждый раз получая потрясающие результаты.
В этой статье мы хотим рассказать о результатах, которых мы добились, о том, почему мы смогли их добиться и о том, как мы внедрили метод «кликера» в программу обучения методами НХ.

Техника безопасности.

Мы достигли больших высот, используя метод «кликера», но надо отметить, что у нас есть большой опыт по части опасных ситуаций, например, лазить под дикой лошадью, чтобы расчистить копыта, проводить дикую лошадь через препятствия итд. Не поддавайтесь на успех, опирайтесь на свой практический опыт.

Мы показываем, как мы седлаем и переносим вес на лошадей, с которыми до этого работали совсем недолго. Хоть лошади на картинках и стоят спокойно, мы действовали очень осторожно, и вся процедура проходила под наблюдением.
Будьте осторожны в выборе игр. Однажды нам пришла в голову идея создать конную футбольную команду. Некоторые из нас научили своих лошадей бить по мячу. К сожалению, в порыве заслужить поощрение, лошади начали сыпать удары и по курам, кошкам и всему остальному, что по размеру более-менее напоминало мяч!
Давая разъяснения, которые вы прочитаете ниже, мы хотим просто поделиться опытом, поэтому если вы решите что-то из этого применить на практике, сначала все трезво взвесьте. Как и с остальными методами обучения, только вы в полной мере ответственны за безопасность и правильность их применения.

Оперативные поведенческие вопросы.
Мы можем либо ограничивать, принуждать и контролировать лошадь, заставлять ее против ее воли, либо использовать ее природные инстинкты следовать и учиться, чтобы сделать из нее партнера, работающего с готовностью. Когда случается неприятность, всаднику куда проще выбираться из нее с лошадью, готовой следовать и полной уважения, чем с лошадью, старающейся отделаться от сдерживающего и подавляющего присутствия всадника.
Принципы НХ заключаются в том, чтобы использовать природные инстинкты лошади и развивать ее положительные черты. Со многими лошадьми работа идет сравнительно легко. Их подталкивает любопытство, а тренер использует определенные игры лидерства в табуне, которые интересны и любопытны лошадям. Если тренер компетентен, лошадь станет охотно следовать за ним.
Однако у некоторых лошадей уже имеется определенный «багаж», который мешает им реагировать таким образом. Если они выросли в дикой среде, у них есть очень сильный внутренний запрет на то, чтобы позволить хищнику войти в их личное пространство. Лошади могли приобрести страхи из-за травм или плохого обращения. Они могут быть склонны к агрессии, могут быть попросту испорчены или настолько ограждены от всего, что оказываются просто не способными изучать окружающий мир и думать, как вести себя в незнакомой обстановке. Одна или несколько из этих характеристик стопорят обучение. Страх может создать «замкнутый круг стресса»; страх порождает еще больший страх, если работать лошадь, когда она нервничает. Некоторые лошади под воздействием стресса перестают концентрироваться на работе. Они становятся невнимательными, чрезмерно реагируют на стимулы и очень плохо обучаются. Другие становятся пугливыми, не умея анализировать окружающий мир, а потом внезапно реагируя, когда, в конце концов, замечают предмет, который уже находится совсем близко. Некоторым лошадям просто не нравится, когда за ними ухаживают, может быть, в результате какого-то негативного опыта в прошлом. Есть лошади, которые сочетают в себе несколько из таких черт.
«Кликер» оказывается очень полезным, потому что он прекращает такие «деструктивные» процессы и концентрирует лошадь в более ненавязчивой форме. Положительно подкрепляя каждый шаг при обучении методом «кликера», вы даете лошади шанс быть правой, начать ценить общение, а следовательно и начать использовать свои познавательные способности, чтобы сообразить, в чем состоит игра, и выиграть в ней награду.
Разумеется, сначала лошади будет необходимо пищевое подкрепление, чтобы завлечь ее в игру, однако когда лошадь привыкнет к присутствию человека и к самому процессу обучения, она сможет понять и другие формы положительного подкрепления, например, мягкие почесывания или похвалу голосом. Мы боялись, что использование одного пищевого подкрепления научит лошадь канючить его у нас. Однако оказалось, что если тренер действует последовательно, давая лакомство только после «кликера», лошадь не просит лакомство до того, как прозвучит «кликер».
Мы однажды устроили эксперимент с очень гиперкинетичной кобылой, которую мы называли Чщщщ Нелли, с которой Шэрон потратила всего несколько минут, чтобы научить ее игре «Дотронься». Шэрон держала мишень с одной стороны кобылы, а я стоял с другой ее стороны, держа полную пригоршню моркови. Кобыла могла в любое время отобрать у меня морковь, но ее внимание было приковано к Шэрон. Когда та говорила «Дотронься!», кобыла трогала нужный предмет и тут же быстренько разворачивалась и брала морковь после того, как прозвучит «кликер». Лошади потрясающе быстро схватывают такие простые и интересные игры.
Таким образом, «кликер» предшествует лакомству, и лошадь старается заработать его «клик».

«Кликер» и поощрение.
Дизайн «кликера» замечательный. Его легко держать в руках, а его звук неповторим и хорошо различим, непохож ни на один звук, который лошадь может услышать. В результате всего нескольких повторений лошадь начинает связывать этот звук с пищевым подкреплением.
«Кликер» должен прозвучать в тот момент, когда лошадь совершает правильное действие, и тренеру при этом не нужно будет совершать какие-то отвлекающие действия. Способность давать «клик» в нужный момент делает цельь более понятной для лошади.
«Кликер» хорошо различим. Люди обычно столько разговаривают, что лошади начинают воспринимать нашу речь шумовым фоном, поэтому когда к ним обращаются словами, они сначала должны осознать, было это командой или это очередная порция «шума». Звук «кликера» же хорошо различим, и его трудно с чем-то спутать, поэтому он так хорошо и работает.
Когда лошадь поймет эту связь, тренеру нужно будет дать ей очень простое упражнение, которое лошадь поймет без труда, чтобы она сообразила, что от ее действий зависит, прозвучит «кликер» или нет. Когда она разберется и с этим, тренер должен немного усложнить задание, чтобы лошадь обдумала произошедшие изменения, и начала с любопытством искать, что ей нужно сделать, чтобы заслужить «клик». Когда вы научите ее этому, вам откроются поистине безграничные возможности в обучении!

Перед тем, как поставить эту кобылу в загон, ее научили понимать «кликер». Оказавшись в загоне, она больше не волновалась по поводу ограниченности пространства благодаря указанию мишени с помощью «кликера». Она позволила нам до себя дотронуться и потом возвращалась в загон без страха.

Надевать недоуздок в загоне могло бы быть опасно. С помощью «кликера» мы обозначили в качестве мишени недоуздок и надели его на нее относительно спокойно.

Когда недоуздок был надет нестрашным способом, кобыла смогла спокойно стоять на провисшем чомбуре и общаться с тренером.

Любопытство сменяет годы страха.

Обозначаем в качестве мишени щетку...

Это приводит к тому, чтобы позволить до себя дотронуться щеткой....

Это приводит к тому, чтобы позволить погладить, потом почесать себя, что само по себе является наградой...

Это приводит к другим прорывам в обучении, например, расчистке копыт.

Игры с «кликером».

Когда лошадь усвоила связь между звуком «кликера» и поощрением, нужно устраивать игры с «кликером». Самое важное – просить от лошади какое-то простое поведение, чтобы она охотно втянулась в игру. Тренеру нужно быть очень организованным, чтобы давать поощрение в ту секунду, как лошадь сделает правильный шаг. Не так важно мгновенно выдать лакомство, можно сделать «клик» и потом спокойно доставать лакомство.
Вы можете выбрать любое простое поведение, например, «Дотронься!». Это дается лошадям легко и концентрирует их на определенной мишени. «Дотронься!» очень пригодится потом, при обучении не бояться Очень Страшных Вещей, например, ковальских инструментов, других животных итд. Когда лошадь попала в замкнутый круг стресса, «деструктивное» поведение вполне может быть прервано, и ее мозг переключен на что-то привычное.
«Дотронься!» можно использовать и если нам нужно приучить лошадь к чему-то, что потом само будет касаться лошади, например, к клещам, рашпилю или шприцу. Мы просим лошадь дотронуться до этого и после того, как она несколько раз это сделает, мы пододвигаем к ней предмет. Лошадь следит за ним с любопытством, но без страха, после чего мы касаемся ее этим предметом.
Другая игра – это «Стой!» Цель в данном случае – чтобы лошадь просто отдохнула. Сначала мы просим ее стоять на месте за «клик», потом стоять в то время как ее касается щетка, и наконец – стоять когда тренер садится верхом. Если лошадь капризничает, мы можем потереть ее узелками бамбуковой палки, что оставит между лошадью и тренером большее расстояние и будет более ненавязчивым. Даже при методе «кликера» у лошади есть свои пределы, поэтому вся фишка здесь в том, чтобы продвигаться вперед максимально далеко, но не переступать границу.
Слишком большое давление на лошадь может вызвать замкнутый круг стресса. В таком случае лошадь можно будет отвлечь с помощью «Дотронься!» и после нескольких удачных касаний, когда она снова будет готова сотрудничать, опять просить ее стоять спокойно, пока мы будем что-то вокруг нее делать.
Потом мы учим ее команде «Иди сюда!», которую мы тоже подкрепляем «Дотронься!». С помощью «Иди сюда» лошадь учится двигаться вперед и уступать давлению чомбура. Когда ведешь совсем «зеленую» лошадь, она с большой долей вероятности встанет или начнет тянуть назад. «Иди сюда» часто помогает «разблокировать» ее ноги и заставить ее возобновить движение. Команда «иди сюда» также очень эффективна, если лошадь что-то пугает, а мы находимся слишком далеко, чтобы поиграть с ней в «дотронься».
В бочке мы соберем все эти игры воедино с помощью нашей стандартной программы обучения по НХ. Для более сложного поведения мы будем использовать комбинацию методов «кликера» и «учись-учись».
Например, у меня больная спина, и я не хочу бороться с лошадью, чтобы расчистить ей копыта. Я хочу, чтобы лошадь, даже дикая, подняла ногу и положила ее мне в руку или на мое колено, чтобы я мог работать. Обычно я начинаю с команды «Стой!», потом ощутимо похлопываю по задней части ноги, где щетки, и прошу «дай!». Когда лошадь поднимает ногу, она получает «клик». Через некоторое время я начну подкладывать руку под ее ногу, и буду добиваться того, чтобы она оставляла ногу в моей руке на все большие отрезки времени, прежде чем услышит клик.
Через несколько попыток лошадь будет давать ногу уже на минуту или больше, тогда я начну работать ковальским ножом. Прежде чем лошадь начнет беспокоиться, я буду использовать «кликовое подкрепление» (напоминать ей о требуемом поведении и подкреплять его «кликером»), или попрошу лошадь выполнить какую-нибудь знакомую ей команду.
При прохождении Полосы Препятствий /об этом читайте в соответствующем разделе, прим. перев./ мы используем комбинацию «Иди сюда!» и установления мишени, чтобы лошадь сосредоточилась. Когда лошадь сконцентрирована, она с меньшей долей вероятности испугается новых вещей или потеряет мысленный контакт с тренером. Если предмет поначалу покажется слишком страшным, мы «дотрагиваемся!» до него. Когда нужно пройти за или сквозь предметы, мы «идем сюда!», легонько подкрепляя движение натяжением чомбура. Если лошадь все еще испугана, что бывает редко, мы попросим ее выполнить что-нибудь знакомое и придающее уверенности.
Особые типы поведения, которым вы можете обучить, не ограничиваются теми, о которых мы рассказали выше. Используйте воображение, но будьте чуткими, последовательными и всегда стройте занятие так, чтобы лошадь могла выиграть. Им нравится оказываться правыми, победа в игре (одобрение от людей) становится мотивацией само по себе. Когда вы осваиваете какой-то новый тип поведения, всегда имейте про запас выученное поведение, такое как элементарное «дотронься!», чтобы если лошадь начнет нервничать, вы смогли дать ей понять, что она все еще сможет выиграть, и избежать попадания в замкнутый круг стресса из-за волнения.
Наконец, перед началом занятия соберитесь с мыслями и подумайте, чего вы хотите достичь, но всегда трезво оценивайте ситуацию. Внешние условия или настрой лошади могут затруднить достижение изначально намеченной мишени, но возможно представится возможность разучить что-то другое. Дополнительное обучение никогда не помешает основному. Оно упражняем познавательные способности лошади, так что если в силу обстоятельств «план Б» становится более целесообразным на данном занятии, действуйте по нему. Вы все равно идете таким образом вперед и совершенствуете навыки общения лошади с тренером.

Синди легко гоняет Пэйшенс на корде.

Можешь дотронуться до свиньи?

Конечно! Я могу дотронуться до чего угодно!

Лошадь может уйти в любое время.

Лошади любопытно, а не страшно

«Лошадь-недотрога» теперь совершенно расслаблена, когда Синди общается с ней, потому что она морально сконцентрирована и вышла из замкнутого круга стресса.

«Иди сюда!» по ступеням (первый день на Полосе Препятствий)

Сложные упражнения оказываются легкими, когда лошадь сосредоточена.

Шины могут выглядеть очень страшными для лошадей, особенно если это только 4-й день общения с человеком и первый раз за пределами левады. («дотронься» до шин)

Ну прямо профи!

Неплохо для первой попытки.

«Я могу даже стоять в шине!»

 

Определения.
Вот несколько терминов, которые мы используем, и их определения.

«Кликер» - устройство, также известное как «сверчок», которое издает громкий «кликающий» звук, когда на него нажимают.

«Клик» - звук, который вы делаете «кликером» в тот момент, когда лошадь делает правильное действие.

«Награда» - лакомство или другое положительное подкрепление, например, почесывание, которое дается после того, как прозвучит «клик». Пищевое подкрепление обычно используется до тех пор, пока лошадь полностью не вникнет в игру.

Определение мишени может сослужить хорошую службу для сохранения мягкости.

Замкнутый круг стресса – эмоциональное состояние, где стресс вызывается самим стрессом, «строится» сам на себе. Например, когда на лошадь первый раз кладут седло. Седло спокойно лежит на ее спине, но уровень стресса продолжает нарастать, пока лошадь, наконец, не начнет действовать. В таких ситуациях в дикой природе стресс нарастает и в результате лошадь обращается в бегство. Другая ситуация – это когда лошадь оказывается закрытой в тесном загончике, первый раз привязана к коновязи или когда ее ноги держит коваль.

Задумчивость – состояние, когда лошадь не сосредоточена ни на чем конкретном, и выборочно отвечает на внешние стимулы.

Пугливая – задумчивая лошадь, которая не обращает внимания на окружающий мир, а потом пугается, когда внезапно что-то замечает, и хочет прыгнуть к вам на ручки.

Канючить – то, что лошадь делает с вами под воздействием неконтролируемого желания заполучить вкуснятинку. Дисциплинированность тренера скоро научит лошадь понимать, что вкусности даются только после «клика», так что ее мозг сконцентрируется на работе, а не на вашем кармане.

Определение мишени – заставляем лошадь сконцентрироваться на каком-то предмете, как правило, используя «дотронься» или похожую на нее игру.

Обучение концентрации – направляем внимание лошади на тренера или на конкретный предмет, обычно с помощью определения мишени.

Прерывание стресса или «поддержка кликом» - разрываем замкнутый круг стресса и убеждаем лошадь в том, что то, что мы просим, не причинит ей вреда, более того, она сможет достичь в этом положительного результата (награды). Обычно для этого мы обозначаем мишенью привычный лошади предмет.

Игра / игра с «кликером» - сценарий, который определяет тренер, где лошадь пытается заработать награду, догадываясь, какое поведение нужно от нее тренеру.
Подкрепление «кликом» - возврат к знакомому типу поведения с использованием поощрения «кликером», если лошадь выполняет его неуверенно или вообще неуверенно себя ведет.

«Дотронься!» - одна из наших основных игр, где мы определяем мишень и просим лошадь дотронуться до нее носом. Первые несколько разов считается даже если усами, а потом лошади нужно ткнуть предмет. Потом мы делаем так, чтобы до мишени было сложно добраться, даже отбрасываем в сторону, чтобы лошади нужно было к ней идти.

«Иди сюда!» - одна из основных игр, где лошадь учится подходить к тренеру по команде.

«Стой!» - игра, когда лошади нужно спокойно стоять в независимости от того, что происходит вокруг. Эта игра обязательно должна подкрепляться повторением в зависимости от того, насколько лошадь волнуется из-за сложившейся ситуации (например, когда ее осматривает ветеринар).

"Чщщщ!" - название говорит само за себя /команда замедлиться или остановиться, прим. перев./. Мы таким образом обычно разучиваем традиционные для НХ движения, показывая лошади, что мы хотим. "Чщщщ!" хорошо работает, когда вы первый раз ловите лошадь в леваде или если она убегает, в сочетании с "иди сюда!", чтобы она подошла, и "стой!" чтобы надеть недоуздок.

"Подними!" - лошадь поднимает ту ногу, которой коснется тренер. Правила игры усложняются до тех пор, пока лошадь не будет сама держать ногу или легко класть ее на руку или колено человека на столько времени, сколько тот будет ее держать.

Еще раз заметим, что вы можете придумывать собственные игры и головые команды. Будьте чувствительны, делайте игры поначалу простыми и будьте настойчивы в требованиях.

Надеваем недоуздок на дикую лошадь при помощи скользящей петли.
Пока Кено не освоила процесс надевания недоуздка в совершенстве, я прибегал к помощи скользящей петли на ее шее, чтобы немного направлять ее голову, когда надевался недоуздок.

Сначала играем в "дотронься!" со скользящей петлей.

Потом я дотрагиваюсь петлей до ее плеча и мы играем в "стой!"

 

Потом я пропускаю веревку вокруг ее шеи и вдеваю кончик веревки в петельку.

Потом я знакомлю Кено с недоуздком.

Потом мы играем в "дотронься!" и аккуратно натягиваем недоуздок на голову.

В итоге на Кено надет недоуздок, и она, что более важно, расслаблена.

Надеваем сразу недоуздок.
Однажды на Кено удалось надеть недоуздок без помощи скользящей петли. Вот как обстояло дело.

Сначала мы играем в "дотронься!" с недоуздком.

Потом я трогаю ее шею недоуздком.

Затем я трогаю руками обе стороны ее шеи и мы играем в "стой!", чтобы приготовить ее к моим действиям одновременно с обеих ее сторон.

Затем я натягиваю затыльный ремень через ее шею.

После этого мы играем в "дотронься!" опять и я натягиваю недоуздок на ее голову.

Последние штрихи.

 

Седлаемся!

Вот история о том, как мы поседлали одного из наших мустангов, обученных методом "кликера". Мы играли с Кено в Дружелюбную Игру, и у нее хорошо получалось, она не отскакивала от веревки и была очень внимательна. Хотя мы не хотели смотреть, как она принимает вес, пока она не привыкнет к своим "новым" копытам после расчистки, Джойс очень хотелось посмотреть, как Кено отнесется к предметам на своей спине. Наконец-то распогодилось, мы отлично позанимались со всеми лошадьми, поэтому Шэрон предложила попробовать поседлать Кено на "мягкое седло" /снаряжение наподобие потника с подпругой, которое кладется прямо на спину лошади и используется для езды как бы без седла, картинка тут. прим. перев./. Я пошел с "мягким седлом" в бочку к Кено, а Шэрон сбегала домой за фотоаппаратом.

Кено стояла как вкопанная в центре бочки. Мы несколько раз поиграли в "дотронься!" с "мягким седлом", а потом и в "стой!", пока я тер им ее плечо. Потом я положил его ей на спину. Затем я потер и почесал ее руками с обоих боков и под животом, где должен был бы проходить ремешок подпруги. Потом я протянул руку под ней, взял подпругу и затянул ее. Как ни в чем ни бывало.

Кено просто стоит. (Заметьте: она не привязана, веревка просто лежит на стенке бочки).

Смотрю, испугается ли Кено при виде человека над собой.

Она так хорошо справилась, что мы решили принести седло. Мы поиграли в "дотронься" и "стой" с вальтрапом и седлом точно так же, как и с "мягким седлом". Я потер ее плечо вальтрапом и набросил его ей на спину. Седло легло не совсем правильно, и я потянулся через кобылу, чтобы расправить завернувшееся крыло. Кено, до этого стоявшая как вкопанная, дернулась вперед, я не до конца ухватился за стремя и седло свалилось на землю.
Не беда. Я снова собрал Кено и снаряжение, стряхнул с него пыль и на этот раз заткнул конец провисающего чомбура себе за пояс. (Кено при желании могла двигаться, но мне было бы проще если что скорректировать ее действия).
На этот раз я положил седло правильно потер бока кобылы, прежде чем затягивать подпруги, и все прошло на ура. (Я обычно седлаю этих товарищей затягивая переднюю и заднюю подпруги /у вестернового седла, прим. перев./. Они привыкают и к задней подпруге, а если начинают пинаться, задняя часть седла не будет бабахаться им по почкам).

Седловка продолжается. (Она ничем не ограничена).

Аккуратно затягиваю переднюю подпругу. (Важно не шлепнуть ее подпругой по животу и следить за тем, чтобы шерсть не попала в кольцо на подпруге).

Затягиваю заднюю подпругу; не слишком сильно, но так, чтобы ее заднее копыт оне смогло в ней застрять. Заметьте, что Кено не беспокоится.

Хлопаю стременами. Цель здесь - научить ее не обращать внимания на движение и звук стремян. Мы играем в "стой", и я стараюсь не хлопать ими так, чтобы она захотела уйти, и награждаю ее за терпеливое стояние в то время, как стремена двигаются. Важно проделать это с обеих сторон.

Кено больше интересует, что находится у меня в кармане, чем седло, только что положенное ей на спину. Если процесс обучения любопытен и интересен лошади, ей не нужно бояться его.

Без чомбура. Взрыва не произошло.
"Мисс Недотрога" совершенно не боится седла.

Тот же настрой. Я покидаю ее пространство, но седло на спине не начинает ее беспокоить.

"Прицепляется" и следует за мной. Если бы я плохо обошелся или запугал Кено, она бы за мной не пошла.

Седловка не должна травмировать психику. Нужно морально вовлечь лошадь в процесс, Кено справлялась с каждым шагом, и даже когда я допустил оплошность, она не обратила на это внимания, как ни в чем ни бывало, и я смог переседлать ее без волнений и подозрительности с ее стороны.
После этого лошадь работают в бочке с седлом. Когда она начнет ускоряться, она может изобразить пару пинков, чтобы прочувствовать, что происходит, но это не должно быть вызвано паникой. Такой подход должен логически привести к тому, что мы совершенно мирно сядем в седло.

Кстати, про Пэйшенс, о которой шла речь в начале статьи. После месяца занятий эта "дикая лошадь" жила на пастбище с другими лошадьми, была просто чудом и постепенно обучалась быть верховой лошадью. Пэйшенс стала лошадью для иппотерапии в Ксенофонском Терапевтическом Центре ВЕ.

Пэйшенс (на горке) с ее друзьями по табуну.

Первый раз Синди верхом на Пэйшенс.

 

А вот Кено-Недотрога. Она больше не испытывает затруднений в мире людей. Честно сказать, проблема теперь заключается в том, что она чувствует себя в нем немного чересчур комфортно...

Выдворяем Кено из спальни.

в начало

Оригинальный текст на сайте: www.kbrhorse.net

Фотографии взяты с сайта: www.kbrhorse.net