Filly / Статьи / Обучение жеребят/ ...

Обучение незаезженной лошади "с другой лошади".

Автор: Willis Lamm

Перевод: Анюта М.

Один из наиболее часто неправильно понимаемых методов оповаживания и подготовки к заездке молодой лошади – это обучение «с другой лошади». Цель этого метода – не просто накачать мышцы молодой лошади, но скорее обеспечить плавный переход к заездке, который включает в себя уже знакомые модели поведения, и в то же время позволяет ненавязчиво обучить новым, таким как хождение в поводу и привыкание к тому, что человек находится рядом и даже над головой.
Такие вещи, как уступка давлению и соблюдение личного пространства, внимание к положению собственного тела относительно ведущей лошади, внимательность к препятствиям на пути, к тому, что под ногами, и привыкание к тому, что люди могут быть выше лошадей – очень важный момент в подготовке молодой лошади. Если молодая лошадь уже прошла начальное обучение на земле, и если имеется надежная, спокойная ведущая лошадь, обучение «с другой лошади» может быстро развить координацию движений, умение уступать и рассчитывать дистанцию.
С этой кобылкой мы использовали обучение «с другой лошади» в качестве эффективного мостика между совсем начальной работой на земле и первой седловкой. После нескольких занятий, мы поседлали Старфайер, и хождение подо всадником оказалось ей раз плюнуть. Без такой подготовительной работы я не думаю, что она бы стала терпеть вес и само присутствие всадника на своей спине, не почувствовав необходимости убежать из-за стресса.

Присутствие Принтс помогло сделать эту новую ситуацию приятной для Старфайер.

Она полна внимания и любопытства, т.е. готова к обучению.

Когда она начинает спокойно идти в удобном положении, мы начинаем работать с простыми препятствиями.

Вскоре мы начинаем добавлять и более сложные препятствия. Мы хотим увеличить стресс, но в то же время не перебарщивать с этим.

После этого мы добавляем «другие измерения»: склоны и широкие земляные ступени.

Старфайер должна научиться собираться и не нестись вниз по горке. Она также должна соблюдать свою позицию относительно Принтс.

На узком мостике она должна смотреть, куда ставит ноги, и следить за своей позицией, чтобы успешно преодолеть препятствие.

Она также должна уступать давлению Принтс, которая поворачивается в ее сторону. Она должна заботиться о своей позиции, равно как и о том, куда наступают ее ноги.

Как показывает эта фотография, эти занятия не обязательно означают стресс. Обучение может быть стимулирующим, и лошадь может оставаться относительно расслабленной.

Насколько расслаблена Старфайер? Через какое-то очень короткое время она научится преодолевать любое препятствие, встреченное на пути. Кроме того, когда мы останавливались, она с любопытством разглядывала и «пробовала на вкус» пятнышки Принтс, аккуратно исследуя, сможет ли она отскоблить каждое из них зубами, но при этом не кусая Принтс (за что та, мы уверены, была благодарна).

Начинаем занятия.
В случае если лошадь боится находиться рядом с лошадью со всадником, или если с лошадью очень мало занимались до этого, не окажутся лишними кое-какие соображения безопасности.

Человек идет вдоль лошади со всадником.

Подает чомбур всаднику на ходу.

Все еще идет рядом со всадником.

Ведомая лошадь начинает идти самостоятельно (голову держит высоко).

Когда ведомая лошадь освоится и начнет смотреть, куда идет, мы можем начать просить ее огибать простые препятствия.

Огибаем конусы и другие предметы.

Пробегаем кавалетти.

Ускоряемся до рыси.

Когда лошадь начинает работать надежно и чувствует себя комфортно на плацу, мы перемещаемся на Полосу Препятствий.

Благодарим Сюзи Кикер и Сэсси за помощь в этом упражнении.

 

Большое приключение Рейнджера.
Обучение «с другой лошади» может иметь неожиданные положительные последствия.
Прежде, чем начать какую бы то ни было серьезную работу под седлом, Тэми Дэниелс научила своего только что купленного мустанга, Рейнджера, ходить «одвуконь». Не считая того случая, когда Тэми привела Рейнджера к нам на ранчо, чтобы поработать с ним с Принтс, Рейнджер работал со своими друзьями по пастбищу, на которых ехала Тэми или ее дочь Сьерра, так что вся такого рода работа была теоретически ему знакома.

Рейнждер сзади Принтс.

Уже при работе под седлом, Рейнджер повредил запястный сустав, и ему было нужно много двигаться по прямой, чтобы разработать его. Тэми шагала его дома, но Рейнджеру быстро становилось скучно, ему были нужны новые места. 2-го октября 1999 года некоторые из нас собрались на 6,5-мильную верховую прогулку в Региональный Парк Круглой Долины. Мы пригласили Тэми присоединиться и взять Рейнджера в поводу, «одвуконь». Парк достаточно уединенный, большая часть пути проходит по вулканическим дорогам шириной 2,5 метра, в парке обычно немного народу, и нам показалось, что это было очень хорошим местом, чтобы снова вывести Рейнджера «в свет». Нас было 5 всадников плюс Рейнджер. Тэми ехала на своем арабе, Шерлоке.
Обычно почти сразу как выедем, мы сворачиваем на одноколейную дорожку, чтобы обогнуть холм с крутыми склонами. На этой тропинке Рейнджер останавливался обнюхать деревья, и вскоре Тэми, которая и сама уворачивалась от деревьев, случайно выпустила чомбур. Рейнджер тем не менее остался в смене, а вскоре мы выехали на хорошую вулканическую дорогу.
Рейнджер хорошо следовал за нами на одноколейной дороге, так что мы решили попробовать отстегнуть чомбур и посмотреть, будет ли он хорошо держаться с группой на свободе. Ему это понравилось, и первую милю оставался в середине группы.
Дальше Рейнджер вполне осмелел и стал забегать вперед и храпеть на опасные для лошадей камни и деревья. Он также решил, что ему обязательно нужно исследовать каждый маленький столбик вдоль дороги, так что было лучше, когда он отбегал подальше вперед, чем чтобы кто-то из нас врезался в него, когда он внезапно останавливался рассмотреть следы на дороге.
У Рейнджера была и другая несколько раздражающая привычка. Он иногда разворачивался навстречу нам, чтобы пообщаться с одной из наших лошадей. Мы старались загодя махать на него руками, чтобы он продолжал двигаться, и он разворачивался обратно и так и поступал.
Эта дорога проходит через несколько мостов, и поначалу Рейнджер останавливался у каждого моста, нюхая край бетонной плиты, пока первая лошадь не наступала на нее. В этот момент Рейнджер скорее начинал идти и старался быть первым, кто преодолеет мост. Если что-то его действительно настораживало, например, группа туристов или человек, бегущий трусцой, он пристраивался обратно в середину группы, ища защиты. Благодаря Рейнджеру мы узнали, что многие туристы, путешествующие автостопом, обладают железной логикой.
«Эй, вы знаете, что у вас лошадь убежала?»
«Да! Это молодой коник, которого мы взяли с собой размяться».
(Скорее всего, виновата нехватка кислорода в их мозгу, вызванная необходимостью постоянно голосовать на загазованных дорогах).
На каком-то моменте мы свернули с дороги на полянку, увидев ехавшего нам навстречу через узкий проход всадника, который тоже вел молодую лошадь «одвуконь». Когда мы остановились, Рейнджер «на цыпочках» прокрался вперед группы, чтобы было лучше видно, но далеко не отходил. Когда всадник проехал, мы продолжили путь. Рейнджер пошел вперед, потом развернулся и сделал пару шагов по направлению к только что проехавшим чужакам. Не понятно, действительно ли он хотел последовать за ними, или нет, но я поставил Хэвилинн, клейдесдаля, поперек дороги, веля ему двигаться в прежнем направлении. Он послушался.
Очень интересно наблюдать за лошадью на свободе во время остановки для водопоя. Он изучил все мелкие частички на дне, но ничего ужасного не делал. Он отошел на несколько футов к краю поляны и начал пастись там, пока мы не собрались ехать, а как только мы стартовали, занял место в середине группы.
Хэвилинн, клейдесдаль, не пила на первой остановке, так что мы остановились чтобы напоить лошадей еще раз, немного дальше по дороге. Группа осталась на дороге, но Рейнджер пошел с нами из исследовательских соображений. Хэвилинн быстро попила и мы вернулись к группе. Рейнджер остался поиграть в воде, пока мы не позвали его, тогда он поднял голову и галопом присоединился к нам.
Большую часть остатка пути Рейнджер шел впереди. Он шел приблизительно в 50 метрах впереди нас, проверяя все столбики и страшные предметы. Когда мы добрались до первой развилки на пути, Рейнджер отправился налево, тогда как все остальные свернули направо. Когда он понял, что отстал, он ринулся вдогонку и тут же снова занял позицию во главе. С того раза на развилках он стал смотреть, куда начнет сворачивать группа, и выбирал правильную дорогу.
Возможно, Рейнджер и дальше бы следовал за группой через стоянку машин до места нашего привала, но Тэми решила не рисковать и пристегнула его на чомбур перед последним мостом.
Рейнджер преодолел весь путь ни разу не пожаловавшись на свое запястье, а к тому же, похоже, пересмотрел свое отношение к трейлерам. По крайней мере, когда он гуляет на свободе и видит открытую дверь коневоза, он тут же туда забирается. «Эй, поехали на прогулку!»

в начало

Фотографии взяты с сайта www.kbrhorse.net

Текст взят с сайта www.kbrhorse.net