Filly / Статьи / ...

Чистка и работа на корде на уважение.

Автор: Olmek

Не важно, пойдем ли мы работать на корде или под седлом (а сначала уважимся на корде минут 5-10), надеваю на нее недоуздок (обычный, нейлоновый с прокладками, веревочным мы давно не пользовалась, скорее для понта надеваю :) )… ну там, как обычно чищу сначала. Как всегда – долго и козявно :)
В общем-то процесс «сборов» одинаков всегда – даже если мы и не будем уважаться перед поездкой верхом, или просто пойдем пастись… Захожу в денник, вернее просто открываю дверь и зову Зайца. Она подходит, я надеваю недоуздок. При этом она не сказать, что сама просовывает в него голову, но подставляет, да… и ждет, пока я его застегну. Потом ждет когда я ее выведу. Ставлю Звезду на развязку и начинаю чистить-козявить. Особенно ее колбасит, когда я чищу ее скребницей (она резиновая у нас), а самые любимые места у нее – 1) вокруг основания гривы, 2) основание шеи – там, где она переходит в грудь, 3) на груди, под локтями – там где подпруга лежит, 4) справа и слева от гривы на ладонь за ушами, ну и естественно вся спина и круп В общем, вот так вот чистимся-единимся. Еще она балдеет, когда я причесываю гриву. Чуть ли не засыпает. То же самое и с хвостом. Ну так вот, когда навели глянец, идем работать.
Я пристегиваю корду (у нас это сейчас собачий поводок - длинный такой, метров 5, длиннее не надо, потому как для уважения достаточно) и мы идем на плац. При этом Звезда идет рядом со мной с опущенной головой, однако это не мешает ей крыситься на жеребцов, посылающих ей знаки из денников. В общем в такой манере выходим на плац, останавливаемся… Если по дороге к нему что-то «страшное» случится – ну там, козел орущий на привязи (вот ведь гад! И дома орет, и на пастбище, ходит по траве и орет… козел, блин! ), или строители со своими щебенками-кирпичами – она конечно вскидывает голову, но вещи типа «да ладно, фигня это все» возвращают Зайцмана в реальность.
Так вот останавливаюсь я в центре круга, где будем уважаться. Звезда тоже останавливается, не пытаясь пробраться в мое пространство – не толкает мордой, не подходит вплотную… стоит где-то в метре от меня и ждет ЦУ. Тут я вытягиваю руку в сторону – правую, если хочу чтобы Зай пошла по часовой стрелке, левую – если против часовой. Обычно она только от этого начинает идти, но иногда нужно поколыхать концом корды «ускоряющей рукой», но это редко случается в последнее время. Она отходит и мы шагаем несколько кругов с разворотами через круг-два-четверть. Я слежу, чтобы Звезда разворачивалась как можно полнее, то бишь не по плавной окружности с заходом в мое пространство, а чтобы это напоминало ролл-бак. Если я вижу, что она разворачивается как баржа, машу «ускоряющей рукой» в сторону ее груди, могу даже «пощекотать» кордой в особенно вопиющих случаях. В общем-то она уже с самого начала в расслабленной позе ходит, разворачивается с первого намека, останавливается и прочее… Нос правда иногда смотрит наружу, но ухо всегда на меня направлено, так что по поводу носа я почти не заморачиваюсь, иногда только «отзываю» его рукой… как кто-то сказал «будто корову доишь».
Потом начинаю просить рысь, опять развороты… фишка в том, чтобы после разворота она шла тем аллюром и с такой скоростью, как и до него. Между ними делаем переходы – рысь-шаг-рысь и т.д. На рыси она иногда поигрывает – с прижатыми ушами развернется, или протаранит мое пространство… «Тараны» предупреждаю взмахом корды к груди, с прижатыми ушами, если честно ничего не делаю Ну не знаю почему… она это как-то не злобно делает, а вроде как для аэродинамики, но если уж совсем зло (такое бывает обычно на галопе, если слишком рано подниму), то просто разверну ее 3-4 раза через 3-4 темпа, она тут же начинает клевать носом и облизываться. Ну, если надо, в галоп поднимаю, опять же с разворотами и переходами. Потом опять рысь, потом шагаем – все вперемежку с разворотами, переходами, остановками. Когда я вижу, что она начинает сужать круги, и идет с прикрытыми глазами, облизывая губы, я приглашаю ее к себе. Она тут же подходит, я чешу ее в любимых местах. Пробую уступки давлению, пробую follow up, за ногу повожу… При этом внимательно слежу за Зайцем – начинает смотреть по сторонам, отправляю от себя на круг. Однако если она смотрит на меня, я все равно ее через некоторое время отправляю ее на круг – в основном шагом, реже рысью – ну не знаю зачем… на самом деле никогда не задумывалась об этом. Просто в случае, если Зай конкретно отвлекается, я отсылаю ее как-то… по-деловому что ли, а когда просто так, то в той же манере, что и за ногу вожу… Не знаю как объяснить Голова у меня опущена больше, движения мягче… В общем, потом снова приглашаю ее… Опять походим вместе, почешу ее, проделаем уступки или сгибания. И обычно после этого (или после еще пары таких отсылов на круг, когда как… в основном как мне захочется, потому как ее уже посте первого подхода можно брать и делать что угодно ) мы идем дальше – или пастись, или ездить, или гулять на веревочке, или поучиться чему-то еще. Голова у Зайца на уровне холки, иногда чуть ниже, иногда чуть выше – я все же думаю, что из-за природного постава шеи совсем уж низко «по-книжному» просто не получится. Она повторяет все мои движения – иду, идет так же, останавливаюсь – тут же останавливается ну и так далее. Ей даже намекать не приходится.
Если будем работать под седлом, меняю недоуздок на уздечку. Звезда стоит по время всего «обмена» просто как памятник, я ее не держу ни за шею, ни за гриву… просто вешаю корду и недоуздок на рожок, беру оголовье и надеваю – главное вовремя успеть разделить curb-strap и трензель а то возьмет их оба.

 

Теперь про жесты и время. Командой к развороту у нас служит вытянутая «направляющая» рука и (если скорость потерялась) «ускоряющая» с концом корды за линией подпруги и в сторону задних ног. То бишь я шагаю вперед (в положение «перед подпругой»), чем останавливаю ее. За этим следует либо «спасибо» (округляю плечи и опускаю голову и руки), если нужна была остановка, либо жесты развотора. Когда Зай развернулась (а вернее всего начала разворот правильно – без покушений на пространство), я тут же скругляюсь. Когда прошу переходы – с шага на рысь – говорю «рысь», если Зайцман не переходит, через пару секунд шагаю в ее сторону в положение «за подпругой», обычно этого хватает в особых случаях. В экстремальной ситуации приходится еще и взмахнуть «ускоряющей» рукой. Чтобы с рыси перевести в шаг (или с галопа на рысь или с галопа на шаг), говорю «шагоом» и шагаю «перед подпругой», как только переходит, тут же скругляюсь и хвалю. То есть убираю давление до того, как Звезда подумает, что это команда к остановке. Приглашением у нас служит моя спина Скажем, Зай идет по часовой стрелке, я держусь под углом к ней – около 45 градусов. Надо пригласить, я начинаю поворачиваться к ней спиной, скажем так, тоже по часовой стрелке, вокруг своей правой ноги. Как только я развернусь, Звезда материализуется у меня за спиной. Ну думаю, не нужно говорить, что при этом у меня рука и голова опущены, в общем я «мягкая и добрая» Такая же «мягкая и добрая» я и во время ее шагания-рысения-скакания на корде, если она делает все как надо. То есть дала я команду «рысь», Зай побежала джогом, и в тот момент, когда она только переходит в рысь, я «округляюсь». Если она вновь переходит на шаг, я немного «оживаю» и напоминаю ей, что надо бы рысью пройтись. И тут же снова отвисаю :) Кстати, и о развороте я прошу «мягко», нахохливаюсь только если дитятко отказывается прям так сразу развернуться. Ну и все свои округлости я постоянно сопровождаю всякими ласковостями, равно как и более грубые жесты, более серьезными же словесами. Не могу я молча работать – постоянно трындю :)
На самом деле, «отвисание» очень удобно. Не обязательно же смотреть себе под ноги. Я вот часто смотрю ей под ноги. Обычно под задние. Отслеживаю верный момент, когда дать команду к развороту. У меня уже глаз наметан. Самые красивые и правильные развороты получаются если скомандовать его в тот момент, когда 1) на шагу или рыси внутренняя задняя нога вот-вот станет опорной, то есть уже идет к земле; или 2) на галопе задние ноги уже опускаются к земле. Если Звезду попросить о развороте именно в эти моменты, она обопрется на внутреннюю заднюю ногу, развернется вокруг нее (в основном оставляя ее недвижимой до последнего, «ввинчивая» ее в песок), сядет глубже к земле и почти в 99% не будет никаких свечек или тыканий. Если же скомандовать разворот в момент, когда она опирается на внешнюю заднюю ногу (или на галопе если она уже отталкивается задними ногами), то разворот получится корявый, в первом случае она затормозит внешней задней ногой и сделает несколько переступаний внутренней ногой, и хотя такое движение и есть, скажем, в работе с коровой, все же лучше когда разворот идет вокруг внутренней ноги. А на галопе же может получится так, что она или ткнется передними ногами, или проскачет еще темп-другой, а в этом случае придется просить уже настойчивее. Кроме того, ИМХО такие развороты не очень комфортны с физической точки зрения, поэтому иногда вызывают сопротивление – Зай может развернуться на свечке, или после него припустить с удвоенной скоростью В общем, подав команду в нужный момент получаем а) красивый и правильный разворот и б) мягкую и послушную лошадь. А еще такие развороты на корде учат останавливаться «от зада», что очень полезно.
Воооот. Теперь про бунты Она у нас случаются. При этом в основном на галопе, в самом начале его. То есть вот она то ли горячится (все же от природы она барышня активная, так что ничего удивительного, спасибо хоть на том, что под седлом «в духу» перестала хулиганить ), то ли я слишком тороплюсь и рановато поднимаю ее на галоп, до того, как она впадет в НХ-нирвану… Разворачивается она тогда на свечке или со страшным лицом. А иногда (но это уж редкость) делает каменное лицо и бежит дальше, наплевав на разворот. Тогда я страшнее кидаюсь к ней, сохраняя жесты. Она разворачивается тут же, но опять же недовольно – с крысой или на свечке. Если вдруг такое случится на рыси, то после разворота стартует галопом. Борюсь я с этим следующим образом. Развернулась на свечке? Через пару темпов я разворачиваю ее снова. Уже немного агрессивней. Второй разворот получился с крысой злобной? Получи третий. Иногда (в случае прямого бунта, да еще и с заскоком в мое пространство) разворачиваю ее через один темп. Но трех-четырех разворотов обычно хватает, чтобы она стала расслабленная и добрая, тогда я тут же круглюсь и начинаю Зайца нахваливать. Вообще, наиболее поразительная вещь тут - именно вот такие вот резкие переходы от страшной лошади-отморозка, к мягкой и податливой пухляшке. В принципе, разворотами я справляюсь и с нежеланием менять аллюры – то есть если не смотря на все мои вербальные и шагальные команды Звездулина продолжает упорно трястись рысью, последним пунктом плана будет разворот. Обычно одного хватает.

в начало

Фотография Olmek