Filly / Статьи / Научитесь
сами / ...
"Открытое обучение" и
ситуации "учись-учись"
Автор: Willis Lamm
Перевод: Анюта М
Лошадь
– это большое эмоциональное животное с четырьмя ногами. Если вы хотите,
чтобы эти четыре ноги работали
на вас (например, без борьбы везли вас куда вам надо), вам надо не
только обучить и направить тело лошади, но еще и держать под контролем
ее эмоции.
Многие эксперты утверждают, что лошадь «думает то, что чувствует». И это правда,
потому что лошадь – животное-добыча, и когда рядом появляются голодные хищники,
она должна моментально почувствовать страх, который тут же заставит ее ноги
бежать как можно дальше оттуда. Самая «тормозная» лошадь станет обедом. Потребовалось
не так много поколений лошадей, чтобы это «убегай или достанешься на обед»
стало инстинктом, передающимся по наследству.
Этот основной инстинкт, который так хорошо работает на лошадь в дикой среде,
может стать настоящей проблемой в жизни среди людей. Лошадям не надо бояться,
что их съедят, по крайней мере не на территории конюшни. Их способность моментально
реагировать может причинить серьезный вред им самим или людям, находящимся
с ними, поэтому мы направляем обучение на то, чтобы взять под контроль
эмоциональность лошадей. После того, как это достигнуто, дальнейшее обучение
превращается просто в праздник.
Эмоции
под контролем.
.
|
|
Шэрон
может активно махать бичом вокруг этой молодой кобылки (движения
которой ничем не ограничены), а та, понимая, что эти движения
относятся не к ней, стоит тихо и спокойно. Эта кобылка раньше
очень сильно реагировала на подобные движения, она могла нестись
сломя голову. Если же Шэрон потребуется, чтобы кобылка кружила
вокруг нее, ей достаточно будет сделать легкий жест рукой. |
|
Мы называем эти методы «открытым
обучением». Это очень похоже на «обучение без сопротивления», разница
только в том, что мы сразу уделяем больше внимания развитию у лошади
способности принятия решений. Как вы видите, мы не хотим подавить лошадиные
чувства. Нам они даже на руку, они помогают лошади учиться быстро и
хорошо выступать. Мы просто стараемся «обуздать» эти эмоции и направить
их в более продуктивное и менее разрушительное русло.
Мы достигаем этой цели несколькими способами. Прежде всего, мы обращаемся со
всеми лошадьми уважительно. У них у всех есть способности обучаться быстро,
если мы не начинаем их запугивать или заставлять. Мы не хотим, чтобы лошадь
тратила наше время и свои силы на «самооборону» в ответ на наше неподобающее
поведение. Мы просто понимаем, что лошадь вкладывает в понятие «уважение»;
мы обращаемся с ней соответственно, в свою очередь требуя его и к себе, с самого
начала. Лошади по своей природе это понимают.
Мы закрепляем за собой позицию «лидера в табуне», используя подход, который
лошадь понимает инстинктивно. Если лошадь пугливая или дикая, мы используем
метод «подойти и отступить», имитируя поведение «незнакомой» лошади, желающей
пообщаться. Когда лошадь более-менее успокоится и расслабится (на это у нас
обычно уходит несколько минут), или если лошадь не боится с самого начала,
мы начинаем играть в некоторые ассертивные, но не агрессивные «я тут хозяин»
игры, понятные для лошади, и в течение всего этого процесса мы уделяем повышенное
внимание тому, что лошадь отвечает нам: «Хорошо, я признаю тебя и буду за тобой
следовать, можем мы быть вместе?»
|
|
Это
CJ, дикий мустанг, пойманный в пятилетнем возрасте. Здесь
он изображен на второй неделе обучения. Он был не только
добронравным под седлом, но мы могли даже отпускать его
свободно гулять по конюшне, в качестве «бэйбиситера»
для одного из младших жеребят, и он подходил на свист.
|
|
Мы
НЕ являемся ходячим кондитерским магазином. Главные в табуне кобылы
не угощают своих подопечных морковкой, и мы
этого не делаем (по крайней мере, в течение занятий). Мы обучаем мозг
лошади, а не ее желудок. Помимо того, что лошади – это «эмоции на четырех
копытах», каждый, долгое время, общавшийся с ними, может подтвердить,
что они еще и «заводы по переработке пищи на четырех копытах». Вам
нужно устроить перерыв в работе пищеперерабатывающего завода на все
время тренировки, иначе это может серьезно отвлекать лошадь от дела
(существуют допустимые, строго ограниченные способы использования пищевого
подкрепления, например в методе «кликера», о чем будет рассказано в
соответствующей статье).
Мы редко ограничиваем лошадь в движениях. За пределами «бочки» мы можем и держать
ее на чомбуре, но она вольна идти в любом направлении. Что делает этот метод
очень эффективным – так это то, что мы предлагаем лошади выбор таким образом,
чтобы достичь того, что нам нужно. Мы хотим, чтобы лошадь стала думающим членом
нашего «табуна из двух лошадей». Мать Природа заложила в нее инстинкт следовать
за нами, а пока она думает, ее мозг будет занят. У нее также сильно разовьется
способность держать эмоции под контролем, поэтому в конечном итоге лошадь станет
более послушной и менее непредсказуемой. Такой подход мы называем «открытым
обучением».
|
|
Эта
лошадь крайне отрицательно относилась к пластиковым пакетам.
Заметьте, что она стоит расслабленно при том, что ее
движения ничем не ограничены. (на картинке Шэрон машет
«флагом» перед головой лошади).
|
|
Чтобы сделать «открытое обучение»
по-настоящему эффективным, нужно определенным образом подготовиться,
чтобы лошадь смогла сделать правильный выбор. Для начала, нам потребуется
снаряжение, подходящее для плодотворной работы с лошадьми. Например,
мы используем в работе веревочные недоуздки, которые передают команду
яснее, чем обычные, и в то же время не причинят лошади вреда. Мы можем
доказать, и делали это много раз, что лошадь ведет себя лучше и находится
под бОльшим контролем, когда на ней веревочный недоуздок, а не обычный
и чомбур с цепочкой. (Просим прощения у всех приверженцев чомбура с
цепочкой, но это приспособление подавляет эмоции лошади и побуждает
некоторых лошадей задирать голову. Может быть вы и добьетесь того,
что хотели, но т.к. чомбур с цепочкой по определению причиняет неудобство,
а не учит лошадь думать, зачем оно надо?)
|
|
Далия
занимается «самобичеванием», т.к. не смогла спокойно
стоять, когда Шэрон осторожно подошла к ней с предметом,
которого она боялась. (После пары кругов, кобыла вернулась
и понюхала «злую вещь»).
(Далия
смертельно боялась уздечек. Она в панике убегала при
виде, как кто-то просто подходит к «бочке» с уздечкой
в руках. Это не было желаемым поведением, ей нужна
была помощь, не наказание, чтобы справиться с эмоциями.
Первым шагом было научить ее стоять спокойно рядом
с уздечкой).
|
|
/Здесь надо сделать пояснение. Чомбур с цепочкой (stud chain) крепится
не как обычный чомбур. Цепочка продевается через левое нижнее кольцо
недоуздка, перекидывается
через нос (или под верхней губой кладется на десну) и застегивается на правом
нижнем кольце недоуздка. Если лошадь начинает дурить, предлагается дернуть
за чомбур. В нашей стране не распространено такое использование этих чомбуров,
"строгих" лошадей обычно водят на уздечке. В таком случае, можно сказать,
что веревочный недоуздок четче обычного, но
мягче уздечки.
Прим. перев./ Мы также подходящим образом оборудуем место занятий. Нужен хороший
грунт, достаточно места, ограда итд. Например, когда мы обучаем
лошадь стоять спокойно во время
расчистки, мы занимаемся с ней не в конюшне, а на открытом пространстве.
Если лошадь не стоит спокойно, и пусть, но тогда ей придется сделать
на корде 2-4 круга.
Мы должны быть в состоянии выслать ее мгновенно, чтобы у нее установилась
правильная взаимосвязь, а это потребует наличия места и слаженности
действий с ковалем.
(Некоторые лошади настолько свыкаются с этим методом, что когда понимают,
что сделали ошибку, они вздыхают, рысят на стенку и прилежно
«гоняют себя на корде»!
Мы в шутку называем это «самобичеванием»).
|
|
Через
несколько минут Далия легко дала надеть на себя уздечку.
Вы можете видеть, что она одновременно спокойна и находится
на чеку.
|
|
Прежде всего, мы соответствующим образом подготавливаем животное. Если лошадь
не умеет бегать на корде, бесполезно учить ее стоять, потому что когда она
будет сходить с места, нам придется отвлекаться на урок «как бегать на корде».
Альтернатива стоянию на месте будет слишком непонятной, чтобы между ними установилась
ассоциация. Поэтому лошади нужно сначала прочно усвоить азы, а уже потом решать
поведенческие задачи. С такой подготовкой большая часть поведенческих проблем
решается очень быстро. Мы стараемся не нервничать. Мы даем лошади сделать «свободный» выбор.
Это
не проблема, потому что в любом случае, она может сделать и «альтернативную
работу»
(мы не называем это наказанием). «Менее привлекательная альтернатива» должна
означать бОльшие усилия, чем наша основная цель. Если тренер дает команду
сразу же после того, как лошадь решила «отказаться» от выполнения
исходного задания,
ей потребуется очень мало времени, чтобы сообразить, что к чему.
|
|
Другая «строгая»
лошадь, спокойно работающая с минимумом ограничений.
|
|
Работает ли такой метод? Далия,
например, попала к нам из очень плохих рук (у нее был перелом шеи,
перелом носа), с букетом серьезных эмоциональных проблем. В добавок
к ее ужасу перед уздечкой и другим вредным привычкам, она сбрасывала
всадника. После всего нескольких уроков «учись-учись» в «бочке», мы
поседлали ее. Я собирался залезть на нее без оголовья (был готов отскочить
при первой необходимости), но она зашагала прочь. Я отшатнулся, но
прежде, чем я успел сделать ей жест бежать вокруг меня, она боком вернулась
на место около меня, будто бы извиняясь, и не только стояла невероятно
спокойно, пока я залезал и слезал с нее по нескольку раз с обеих сторон,
но мы смогли даже выехать за пределы «бочки» на чудесную получасовую
прогулку. Чтобы изменить ее поведение мне ни разу не пришлось ударить
ее!
Оставляя Далии выбор, пусть и структурированный, мы научили ее брать свои эмоции
под контроль. Она до сих пор не любит, когда ей надевают уздечку и машет хвостом,
когда ее седлают, но она больше не опасна и с каждым днем «негативная реакция»
на раздражающие ее вещи становится все меньше и меньше.
Эти примеры характерны для лошадей,
которые поняли, что они могут принимать решения, и которых направили
к принятию правильных решений.
Что является «учись-учись»,
а что нет.
|
|
Первая лошадь
Энни, Мисси, трехлетняя кобылка пеинт, которую Энни воспитывает
по большей части сама.
|
|
В области обучения мы знаем две
основные школы. Первая школа учит контролю. Вторая склоняется к таким
методам как Natural Horsemanship. Термин НХ очень популярен сейчас,
но эти идеи совсем не новы, их корни восходят к 540 в д.н.э. в Персии.
НХ включает в себя несколько под-культур. Та, которой придерживаемся мы, основана
на том, что какие-то определенные события помогают лошади учиться и реагировать
быстро, при чем эти события могут быть спокойно созданы людьми, имеющими небогатый
опыт общения с лошадьми. Мы не создаем больших КСК и не организуем симпозиумы,
демонстрируя «продвинутые» штуки. Мы работаем с основами. Эти основные принципы
использовались веками, вы тоже можете их применять, они создадут прочную основу,
на которой вы с лошадью сможете строить свои дальнейшие взаимоотношения. Тогда
уже вы «дорастете» до дорогих КСК и симпозиумов и будете в полной мере понимать
происходящее. Тем временем, вы можете благодаря нашим статьям бесплатно учиться.
Что
не является «учись-учись».
«Учись-учись» не означает сознательного изматывания лошади гонянием на корде,
бегом итд., чтобы после этого было проще с ней общаться. Это создание обстановки,
при которой лошадь может и будет учиться, даже если она свежая, что даже лучше,
потому что она острее все воспринимает. Мы иногда даем лошади выбегаться перед
началом занятия, но мы не стремимся к тому, чтобы она успокоилась из-за усталости.
Нам понадобится ее энергия, чтобы направить ее на обучение, чтобы лошадь не
двигалась как попало и не навредила себе.
Мы позволяем лошади делать выбор, но «учись-учись» не означает позволять лошади
делать все что угодно. Сторонники контроля не признают этого, но мы обнаружили,
что с думающей лошадью безопаснее и проще общаться, чем с лошадью, реагирующей
спонтанно. Поэтому мы обучаем лошадь принимать решения (делать выбор). Структурируя
этот процесс /разбивая его на мелкие шажки, прим. перев./, мы помогаем
ей учиться. Мы не портим ее. Мы просто сужаем меню альтернатив, которые мы
предлагаем лошади,
оставляя только то, что нам от нее нужно.
«Учись-учись» - не означает «разрешать бедной лошадке уходить или останавливаться
когда она захочет». Мы используем старинный принцип: сделать неправильный выбор
трудным, а правильный простым. Принцип невероятно прост. Тренер все равно контролирует
лошадь, но через ее мысли, а не с помощью ремешков и хлыстов. Мысли лошади
– это куда более мощное орудие, но для того, чтобы его успешно использовать,
тренеру нужно непременно быть умнее лошади.
|
|
Это
Далия, которую называли «неисправимой убийцей». На фотографии
вы можете видеть, как она делает галоп по восьмерке с
менкой ноги в центре, а вокруг нее ездят другие всадники.
И это всего за несколько уроков «учись-учись». Я ездил
на ней на природе на одном недоуздке, используя 2 веревочки
в качестве поводьев.
|
|
Что
является «учись-учись»?
«Учись-учись» - это процесс, задействующий лошадиный мозг. Он включает в себя
несколько вещей. Он позволяет лошади принимать участие, что снижает напряженность.
Он учит лошадь думать, а не реагировать спонтанно. Тем самым, увеличивается
интервал между тем, как лошадь заметит что-то неприятное ей, и ее реакцией,
и у вас остается больше времени на то, чтобы скорректировать ее поведение.
Благодаря методу «учись-учись» вы не будете терять время на борьбу с пугливой
или упрямой лошадью. Лошадь весит во много раз больше вас, поэтому совершенно
бессмысленно вступать с ней в состязания или битвы. Если лошадь разозлится
или занервничает, она сможет освоить только малую толику того, чему
ее обучают. «Учись-учись» - это постоянная двусторонняя связь между вами и
лошадью. Вы реагируете на язык тела лошади, а она реагирует на ваш. Это учит
не вполне опытных людей лучше читать лошадь. Думающая лошадь в сочетании с
внимательным всадником означает повышенную безопасность и намного более быстрое
обучение.
«Учись-учись» - означает предлагать
выбор. Иногда в результате этого лошадь узнает, что человек – лидер
в табуне, и его нужно уважать и слушаться. Этот процесс обучения очень
естественен для лошади и любая лошадь, не имеющая умственных болезней,
поймет его. Лошадь принимает человека как «номер 1», уважает его, его
личное пространство (и не наступает ему на ноги), и инстинктивно ждет
от него знаков (команд).
|
|
Думающая
лошадь может справляться с большим разнообразием стимулов,
отличая то, что касается ее (команды или средства управления)
от «посторонних шумов», как, например, наша «убийца»
терпит шелестящий «флаг», лежащий у нее на морде, при
том, что ее движения ничем не ограничены.
|
|
Иногда в результате выбора лошадь научается вести себя определенным образом.
Например, лошадь должна стоять спокойно, пока на нее надевают уздечку. Это
желаемое поведение. Если она решает уйти, мы позволяем ей сделать это, но тут
же заставляем ее работать (либо лошадь учится справляться с задачей, либо она
учится чему-то, требующему усилий; учись-учись... ни капли времени впустую).
Лошадям не требуется много времени, чтобы осознать, что куда проще оставаться
с человеком, какую бы задачу он ни ставил.
Думающая
лошадь быстрее учится. Она сосредоточена, меньше отвлекается на шумы,
движение итд, и умеет
использовать свои мозги. Она с готовностью следует за человеком, и
эта готовность стимулируется не силой, а тем, что лошади предлагается
выбор. В результате мы получаем доброжелательное участие со стороны
лошади.
Думающая лошадь требует меньше
«ограничений». Она умеет сотрудничать с человеком. Эта способность
рассуждать переносится и на работу под седлом, когда лошадь слушается
минимума средств управления, потому что она привыкла читать своего
всадника, не находясь под постоянным контролем. Получается, что работает
2 головы, а не одна. Это называется работой в команде, что оправдывает
себя в разных областях деятельности.
|
|
Думающая лошадь
может сотрудничать со всадником с куда меньшим контролем
и куда большей надежностью. Это Тиго, заезженный под
вестерн, замечательная лошадь для верховых прогулок,
обожающий прыгать и по итогам года показавший отличные
результаты в выездке.
|
|
Смысл таков. Вы можете выбрать
лошадиный мозг в качестве инструмента, а можете и не выбрать. Выбор
за вами. Если вы хотите в полной мере овладеть этой силой, читайте
наши статьи. Это не будет стоить вам ничего!
Пост Скриптум.
(Я напечатал это для новостей
о диких лошадях, и мне показалось, что это стоит упомянуть и здесь)
/Ранчо КБР в числе прочего занимается одомашниванием, заездкой и обучением
диких мустангов, прим. перев./
Мы всегда стараемся подчеркнуть
ВЗАИМОСВЯЗЬ между действиями человека и реакцией лошади. Если только
вы не собираетесь всю жизнь ездить на одной лошади, вы не сможете ограничиться
тем, что запомните какую-то последовательность действий, решающих проблему,
вам надо понимать принцип. Тогда вы не растеряетесь, если что-то не
сработает, сможете скорректировать свои действия, основанные на реакциях
лошади.
Поэтому мы стараемся научить лошадь ДУМАТЬ! Мы не хотим, чтобы они терялись,
столкнувшись с незнакомым предметом, а то и впадали в панику. Мы хотим, чтобы,
получив стимул от всадника, они принимали решение и на основе этого действовали.
Это одно из основных различий между "открытым" и "ориентированным
на контроль" обучением. Контролирующий действия лошади человек воздействует
средствами управления и наказывает лошадь за ошибку. "Открытый" тренер
хочет, чтобы лошадь думала, училась воспринимать команды, средства управления
итд., и просто говорит: "нет, ответ неправильный", заставляя лошадь
работать, когда она совершает ошибку. Мы не хотим, чтобы лошадь боялась думать
из-за того, что неправильный ответ влечет за собой наказание.
Когда лошадь думает, вы можете начать сужать рамки для правильных ответов.
Лошадь продолжает искать ответ, она становится более опытной и приобретает
лучшую физическую форму, начинает более уверенно и быстро узнавать средства
управления, отвечая на них правильно. Это естественный прогресс.
Большинство лошадей в нашей области напоминают Нервную Нелл. Мне не кажется,
что им надо такими быть. Некоторые из их хозяев мои друзья и меня убивает,
что они так мечтают о легком, расслабленном ходе и живости у своих лошадей,
постоянно по чем зря молотя их хлыстом. По мне, так это то же самое, что пытаться
взобраться наверх по эскалатору, идущему вниз. Вы, конечно, сможете это сделать,
но зачем совершать все эти лишние усилия?
Принимайте лошадь такой, какая она есть. Помогайте ей преодолеть ее недостатки
и развивайте ее достоинства. Вам будет намного веселее, ваша лошадь не будет
тратить пловину своих сил на борьбу со стрессом, ей тоже будет веселее, а если
у вас хорошая дисциплина, вы доберетесь до цели еще быстрее... а заодно насладитесь
дорогой.
в начало
Материалы взяты с сайта www.kbrhorse.net |